| Оставляя комментарий на сайте или используя форму обратной связи, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных.

the key technology of TRIZ

Ключевые технологии ТРИЗ

РОМАН ФЛОРЕСКУ. РЕЦЕНЗИЯ НА СТАТЬЮ «ПРАКТИКА РЕШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ» ЕФРЕМОВА ВЯЧЕСЛАВА ИВАНОВИЧА.

1.Краткое описание проблемы, или Как решать педагогические задачи?

В статье Ефремов В.И. предельно сжато показывает, как ставить, выявлять и решать педагогические изобретательские задачи не методом проб и ошибок, а с помощью некоторых сильных инструментов ТРИЗ-педагогики [2, 8].

2.Степень актуальности, или Как применять ТРИЗ-инструменты?

Актуальность практического овладения ТРИЗ-приёмами при решении открытых педагогических задач учителями и администраторами образовательных учреждений, родителями учащихся и школьниками не вызывает сомнения. Ведь в учебно-воспитательный процесс вовлечены не только дети и педагоги. Изучение и применение инструментария ТРИЗ-педагогики увеличит возможность качественно и быстро не только рассматривать, но и решать сложные проблемные педагогические ситуации [2, 8].

3.Значимые аспекты, или ТРИЗ-алгоритм поиска решений.

Автор справедливо отмечает современное понимание не только педагогической задачи, но и называет их виды, опираясь на литературные источники. Автор демонстрирует высокий уровень знаний в области ТРИЗ-педагогики. На конкретных примерах доказывает возможность решения педагогических задач следующими инструментами: вепольным анализом, адаптированным к жизненным ситуациям, умением видеть заранее решение − ИКР – идеальный конечный результат, искать и находить ресурсы, приводящие не к одному решению, а к их различному многообразию, формулировать физическое противоречие и разрешать его с помощью ТРИЗ-приёмов.

ТРИЗ-алгоритм поиска решений помогает при решении не только изобретательских социальных задач, но и технических, экономических, художественных задач. С помощью ТРИЗ-подхода автором решены реальные технические и бизнес-задачи.

Автор обращает внимание на то, что современные IT-технологии могут повысить интерес учащихся к физической культуре и снизить травмоопасность во время подвижных игр.

4.Доступность изложения материала статьи, или Необходима ли нравственность?

Автор достаточно ясно раскрывает не только методологическую цель по отношению к поиску решений, но умело формулирует и нравственную проблему: как поступать родителям при пренебрежении педагогами к функциональным обязанностям?

Адекватно подобраны схемы и рисунки при кратком изложении элементов ТРИЗ-технологии.

5.Выводы, или Имеются ли резервы исследования?

Статья Ефремова В.И. «Практика решения педагогических задач» (2016) соответствует элементарным требованиям, предъявляемым к подобным работам: ставятся, выявляются и решаются педагогические задачи с помощью инструментов ТРИЗ-педагогики.

Проблематика статьи представляет интерес не только для учителей и администраторов образовательных учреждений, но для родителей учащихся и школьников.

Автор высказывает важное мнение, что ТРИЗ даёт обязательные «мыслительные» компетенции, в частности, умение анализировать и строить сложные модели при решении педагогических задач. В статье рассмотрены основные стороны применения ТРИЗ-технологии, изложенные доступным языком. Изучение и применение инструментария ТРИЗ-педагогики увеличит возможность качественно и

быстро решать сложные проблемные педагогические ситуации, в которые вовлечены все представители педагогического сообщества. Статья компактна и структурирована, обоснована и цельна, а также имеет резервы дальнейшего научного исследования [2, 8].

6.Рекомендации, или Что делать дальше?

Данная статья может быть рекомендована к публикации в том виде, в котором она изложена.

Автору предлагается в будущем расширять и углублять тематику разработки по некоторым параметрам [5, с. 75-76], ответив на предлагаемые вопросы, а именно:

6.1.Где искать педагогические задачи? Только ли из дидактической литературы? Только ли из реальной жизни? Можно ли будет синтезировать новые педагогические задачи изобретательского типа с учётом следующих к ним требований: достаточность условия, корректность вопроса и наличие противоречия [4]?

6.2.Существуют ли [5, с. 77-83] исследовательские, конструкторские, прогнозные задачи при разборе педагогических ситуаций? Встречаются ли педагогические задачи с достраиваемым условием? Какие для них будут алгоритмы поиска решений [7]? Как эти задачи будут формулироваться?

6.3.Можно ли «вытягивать» из дидактической информации и формулировать открытые педагогические задачи с помощью приёмов сочинения творческих задач [3]? Возможно ли выявление других приёмов?

6.4.Каковы могут быть и/или не быть типовые ошибки синтеза творческих задач открытого типа и приёмы устранения ошибок [1] при решении педагогических ситуаций?

6.5.Каковы критерии оценивания качества [11, 12] педагогических решений?

6.6.Имеются ли среди педагогических проблем задачи закрытого или только открытого типа [10]?

6.7.В какой степени вписываются и/или не вписываются 17 шагов алгоритма синтеза творческих задач [9] по отношению к педагогическим и социальным задачам [6]?

6.8.Как будут звучать правила вепольного анализа, применительно к педагогическим задачам? Чем будут отличаться стандарты решения педагогических задач от известных «железных»? От художественных стандартов?

7.Использованная литература:

1.Альтшуллер Г., Злотин Б. и др. Поиск новых идей: от озарения к технологии. – Кишинёв: Картя Молдовеняскэ. – 1989, — С. 368-371.

2.Викентьев И.Л. Методика оценки методик: контрольные вопросы для оценки методик в области менеджмента, маркетинга, рекламы и PR (версия 1.2) // www.triz-chance.ru: сайт консалтинговой компании «ТРИЗ-ШАНС». 2002. URL: http://www.triz-chance.ru/estimation_techniques.html (дата обращения: 12.06.2016).

3.Гин А.А. Вот проблема: где искать проблемы? Несколько приёмов сочинения творческих задач // www.trizway.com: сайт ЛОТ — Лаборатория Образовательных Технологий «Образование для Новой Эры». 2015. URL: https://www.trizway.com/art/practical/46.html (дата обращения: 12.06.2016).

4.Гин А.А. О творческих учебных задачах //  http://www.trizway.com: сайт ОТСМ-ТРИЗ технологий (общая теория сильного мышления — теория решения изобретательских задач). 1993-1996. URL: http://www.trizminsk.org/e/234001.htm (дата обращения: 12.06.2016).

5.Гин А.А. Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителей. – Гомель, 1999.

6.Гин А.А. Социальные задачи // www.trizway.com: сайт ЛОТ — Лаборатория Образовательных Технологий «Образование для Новой Эры». 2015. URL: https://www.trizway.com/art/opentask/513.html (дата обращения: 12.06.2016).

7.Кавтрев А.Ф. Простой алгоритм составления задач самостоятельно // www.trizway.com: сайт ЛОТ — Лаборатория Образовательных Технологий «Образование для Новой Эры». 2012. URL: https://www.trizway.com/art/opentask/381.html (дата обращения: 12.06.2016).

8.Модестов С.Ю. Доклад о докладе // www.triz-chance.ru: сайт консалтинговой компании «ТРИЗ-ШАНС». 2004. URL: http://www.triz-chance.ru/lecture_check_list.html (дата обращения: 12.06.2016).

9.Мурашковский Ю.С. Алгоритм синтеза творческих задач // www.trizway.com: сайт ЛОТ — Лаборатория Образовательных Технологий «Образование для Новой Эры». 2007. URL: https://www.trizway.com/art/opentask/5.html (дата обращения: 12.06.2016).

10.Отличия открытых задач от традиционных. Мнение педагогов Бауманского лицея, г. Йошкар-Ола // www.trizway.com: сайт ЛОТ — Лаборатория Образовательных Технологий «Образование для Новой Эры». 2014. URL: https://www.trizway.com/art/opentask/504.html (дата обращения: 12.06.2016).

11.Флореску Р.С. Изобразительное изобретение по правилам? Часть первая. – Бэлць: Primexcom, 2004, 2005. — 100 с.

12.Флореску Р.С. Оценивание художественных идей на занятиях изобразительного искусства // www.florescu.ucoz.ru: сайт ТРИЗОТВОРЧЕСТВО. ТРИЗ-Мастерская Флореску Романа (ТРИЗ в художественных и других системах). 2011. URL: http://florescu.ucoz.ru/load/r_s_floresku_ocenivanie_khudozhestvennykh_idej_na_zanjatijakh_izobrazitelnogo_iskusstva_belcy_moldova_2011/1-1-0-12 (дата обращения: 12.06.2016).

© ФЛОРЕСКУ РОМАН СТЕФАНОВИЧ,

разработчик ТРИЗ в искусстве и дидактике,

художник-педагог высшей категории,

искусствовед Союза художников Республики Молдова,

директор гимназии № 2, г. Бельцы, 2016

Email: florescu@mail.ru

URL: www.florescu.ucoz.ru

Обновлено: 11.01.2020 — 20:42
  1. Юлий Мурашковский

    С вашего позволения добавлю к рецензии Флореску одну деталь. Разработку любых инструментов нужно начинать с вопроса «Зачем»? или «Какова функция данного инструмента»?
    Функции, как и все остальное в нашем мире, имеют системную природу. Ближайшая функция любого педагогического приема — решение конкретной педагогической проблемы. Но ведь есть и функции более высоких рангов. И если мы не определили их, то выполнение функций промежуточных рангов могут завести нас не туда.
    А теперь вопрос: какова вообще функция педагогики будущего? Педагогики Талантливой Личности?
    Как ни странно, всерьез этим вопросом никто не занялся. Даже так называемая ТРИЗ-педагогика неявно в качестве конечной своей функции выбрала приспособление ТРИЗ к той самой современной педагогике, которую все мы неустанно ругаем. А это тупик!
    Поэтому предлагаю слегка подискутировать на эту тему. Какие у вас соображения по поводу дальних целей педагогики Талантливой Личности?
    С уважением,
    Юлий Мурашковский

    1. Спасибо! за внимание к данной тематике и запуску дискуссии. Только здесь, чтобы вести дискуссию по животрепещущей теме места маловато. Я бы предложил другую площадку, например, ТРИЗ-Саммит -2020 намеченный в июне в Минске.

  2. С комментарием Юлия Мурашковского абсолютно согласен. Функцию будущей Педагогики Творчества — педагогики исследователей будущего уже сегодня следует не только определять (выявлять), но и разрабатывать эту тематику.
    Юлий мощно наметил эту проблематику (инструментально!) в своей книге «Секреты Талантливого мышления».
    Здесь следует не просто дискутировать. Необходимо аргументировать. Присоединяюсь к предложению Юлия.
    С уважением, Роман Флореску.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

the key technology of TRIZ © 2019 | Оставляя комментарий на сайте или используя форму обратной связи, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных.