| Оставляя комментарий на сайте или используя форму обратной связи, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных.

the key technology of TRIZ

Ключевые технологии ТРИЗ

Методика создания стихотворных понятийных ЗАГАДОК

©, Сост. В.И. Ефремов, 2019 г.

  1. Предисловие.

Данная статья — фрагмент «Рабочей тетради» раздела «Часть 6. Тренинги» авторского семинара-тренинга Вячеслава Ефремова «Креативная реклама в маркетинге». 

Справка: 1) Ефремов Сергейведущий сотрудник ассоциации «Образование для новой эры». Он разработчик методик по педагогике ТРИЗ и является автором данной «Методики создания понятийных загадок» [1];

2) Ефремов ВячеславПреподаватель ТРИЗ, сертифицированный специалист третьего уровня по системе аттестации МАТРИЗ. Он внедрял Методику в свои образовательные практики.

2. Авторская формула методики.

1. Предложенная методика получения загадок, отличающаяся тем, что используется с целью донесения учебного материала. 2. Методика по п.1, отличающаяся тем, что позволяет получать загадки в стихотворной форме. 3. Методика по п.1 и 2, отличающаяся тем, что позволяет получать загадки на абстрактные понятия.

Цитаты дня.

«Воображение намного важнее знания»

(А.Энштейн)

«…Вопросы развития и сохранения русского, всех языков народов нашей страны имеют важнейшее значение для гармонизации межнациональных отношений, обеспечения гражданского единства, укрепления государственного суверенитета и целостности России…»

 (В.В.Путин, Совместное заседании членов Совета по межнациональным

отношениям и по русскому языку, 15.05.2015 г.)

3. Цели методики.

Автор и разработчик данной методики, проводя образовательный процесс, преследовал цель – дать инструмент в донесении знаний до детей. Поэтому и заложил в методику ряд учебных целей, основная из которых — педагогическая.

Пегагогическая цель:
донести главные смысловые особенности загадываемого;
произвести обобщение и свернуть в понятие – отгадку;
представить принцип получения обобщающего слова;
узнавание незнакомого слова через загадку;

 построение рифмованных конструкций;
функциональная фиксация понятия.

Правила составления:
1. Выбрать понятие (объект), которое требуется раскрыть
2. Поставить учебную, педагогическую цель для составителя/школьника, задав себе вопрос: «Что он должен узнать через загадку?
3. Выбрать параметры загадки по поставленным целям п. 2
 4. Составить таблицу 1 по выбранным параметрам
5. Составить таблицу 2 с рифмами
6. Составить двустишие, четверостишия, используя рифмы и слова-связки.

 
Внимание! Не старайтесь сразу связать двустишия и четверостишия между собой по смыслу.
7. Составить загадку из полученного материала табл. 1 и 2, выдерживая ее смысл и содержание согласно цели п. 2, используя: рифмы, слова-связки, слова из табл. 1, другие слова для дополнения предложений и рифм.

4.ТАБЛИЦЫ

Таблица 1. Информация по объекту.

№ п,п Функциональные понятия Вопрос, на который отвечает Наименование (по А.А. Нестеренко [2] )
1 Функция Что делает? Действие
2 Признак Какой (ая, ое)? Свойства, признак
3 Адрес Где находится? Место
4 Аналог/Ассоциации На что похож (а. е)? Объект
5 Подсистема: Состав –часть: Целое Кол-во Из чего?
В чем? Сколько?
Часть Совокупность объектов Количество
6 Время действия Когда? Время
7 Последствия от действий Что будет? Воздействие
8 Получение Средство Инструмент Способ Что сделать? Что делать? Чем?
Как?
9 Сравнение, точка зрения С чем? С кем? На сколько? Отношение, точка зрение
10 Слова-связки Союзы

Примечание. Табл.1 служит для выбранного объекта базовым информационным морфологическим ящиком .

Используйте для рифмы Слова-связки: кто, что, он, она, оно,это, где, как, если, надо, почему, кому, на чем, этого, в нем, с ней, без него.

Таблица 2. Приемы стихосложения.

Советы от бывалого стихоплета:

1) Читая слова из таблицы 1, по мере возможности, надо подобрать к ним

 рифму и записать в табл. 2.

2) Сначала постараться зарифмовать слова из столбиков табл. 1 между собой, изменяя их по падежам и склонениям.

3) Если рифма не найдена, используйте любые другие слова.

4) Процесс нормальный, если зарифмовать каждое третье, четвертое слово.

5) Чтобы отгадка была последней и в рифму, то найдите такую рифму (ы) к загаданному слову и запишите самой последней в столбике.

5. Пример методики составления загадки.

  1. Выбираем объект, как понятие – ПРЕДЛОЖЕНИЕ
  2. Ставим учебные цели:
  3. Узнать слово «ПРЕДЛОЖЕНИЕ» в языковом значении
  4. Узнать его функции
  5. Узнать составные части
  6. Узнать где встречается
  7. Понять, как получается
  8. Выбираем параметры загадки:
  9. функция, адрес, состав (часть, целое), получение
  10. Составляем таблицу 1, заполняя ее граф

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Таблица 1

Зарифмовываем слова из табл. 1 и, подбирая рифму, включаем слова-связки и заполняем таблицу 2.

Составляем загадку

©, Сергей Ефремов, г. Рязань, 1993 г.

Примечание:

выделенные слова использованы из набранного материала;

загадку можно отшлифовать, убрав шероховатости;

среднее время составления – 20-30 мин.

Автор этих строк, данную методику давал студентам кафафедры «Реклама и PR» в ИГСУ ПГУ (г. Пенза) в рамках своего авторского курса «Креатив рекламы + ТРИЗ», с целью создания понятийных загадок на термины и понятия, используемые в рекламных технологиях.

6. Примеры понятийных загадок.

6.1. Загадки с педагогических семинаров «Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ», организуемых  СТ «Уникон -ТРИЗ» (г. Заречный Пензенской обл.), проводимых совместно Вячеславом Ефремовым совместно с Сергеем Ефремовым.

Не оса оно, не муха,

Но едва коснется слуха,

Начинают все гадать,

Как бы это избежать.

А Ефремовы опять

Продолжают всех терзать.

Им пиши хоть «бе», хоть «ме»,

Но чтоб было ……..

©, В.В. Гостяева, Пенза, 1994 г.

Живет, растет как муравейник,

Как ёжик, на холмах стоит.

Красавец. Людный, словно терем,

Всех привлекает и манит.

Он постоянно подрастает,

Многоэтажкой удивляет.

Он, как и Вы, такой — же молод.

Ему названье – это…………..

©, В.И. Ефремов, Пенза, 1993 г.

6.2. Загадки на термины и понятия из рекламных технологий.

Для крыльца – на заказ –

Привлекательный каркас.

На открытое окно –

Для защиты полотно.

Она как зонтик укрывает

Логотипом привлекает.

Словно выездная визаВаша яркая ….                              

На Web – сайтах в Интернете

Тоже есть реклама, дети.

Маленький квадратик на странице

Бизнесменам очень пригодится.

Оригинальная там может быть картинка,

Что даже просыпаются инстинкты.

Он либо так, для имиджа повис,

Но может кликовым побыть —

Нажмешь на “Click” – а там сюрприз.

В мгновенье открывается экран,

Который весь в рекламе – тут и там.

Скорей всего, ты этого не знал.

Из любопытства просто кнопочку нажал.

Картинка с рифмой к слову «сканер»,

А в Интернете он, конечно …                              

Эффективная реклама

Появилась возле рамы

На устойчивом щите

На красивом, на листе

Самоклеющуюся пленку

Вдруг увидела Аленка.

Цвет с подсветкою на ней

Удивляет все сильней.

Угадайте, что за щит

Появился тут как гид,

Не любимчик, не урод,

Называется….

Уникальный образ в стиле

Рекламисты вдруг внедрили.

Имя, символ в сочетании

Формирует обещания.

Появился тут призыв –

Необычный вроде миф.

Сразу стал он людям фрэндом

И назвали его…                              

В рекламе есть запоминающаяся фраза

И прилипает она, просто как зараза.

Вся деятельность фирмы, все ее дела

Заключены в эффектные слова,

И имидж фирмы, и ее успех

Зависит от ее девизов всех.

Та фраза, действующая  как капкан,В рекламе называется …..

Название фирмы в форме графической,

Закреплено обычно правом юридическим.

Сам термин этот греческих два слога

И означает – «отпечаток слова».

Торговая марка как постоянный знак,

Чтоб потребитель знал и не попал в просак.

И чтобы лучше был рекламный клип

Любой фирме важен……… …                              

  • 7. Послесловие. Сверхэффект.

После выполнения серий упражнений по составлению загадок по данной Методике человек начинает общаться новым языком — стихотворной рифмованной формой (проверено практикой). В моей практике преподавания студентам 3-4 курса ИГСУ ПГУ на каф.  «Реклама и PR» в письменном резюме по теме «Копирайтинг+ТРИЗ» получал от студентов отзывы, типа: «Никогда не писал стихов, а после ваших заданий, стал изъясняться рифмованными фразами. Удивительно!». Именно, такие подобные высказывания слышал многократно от слушателей на своих семинарах-тренингах. Методика действительно  стимулирует сверхэффект в изложении мысли.

Ода наружной рекламе.


Раз ко мне Клиент пришел
И спросил с порога:
«Что в наружке хорошо
И чего в ней плохо?»

И в ответ на сей вопрос
Я ответил без заноз:
«Если ты торговлей занят,
Да еще оптовой,
Без наружки плохо, брат,
Быть в «струе» толковой.

Если ты банкир на час –
Отвергай рекламу.
Разорит она сейчас,
Ударит по карману.

Если хочешь имидж свой
Закрепить у граждан,
Вариант тебе простой,
Убеди сограждан.

Без наружки твой успех
Отвернется сразу,
А с наружкой жизнь твоя
Радуется глазу.
Ты ко мне скорей зайди
И наружку закажи!»

©, В.И.Ефрремов, Заречный (ЗАТО), 2017.

Источник информации.

  1. Ефремов С.В. Статья «Понятийные загадки» (Методика получения стихотворных загадок для учебных целей), г. Рязань. ТРИЗ-ШАНС,  1994 г.//Педагогический журнал «На путях к новой школе». №1(6) 1994 год. стр.55-57 / Санкт-Петербург: Издательство психолого-педагогического центра «Участие»;
  2. Нестеренко А.А. , Петрозаводск. Страна Загадок. Методика использования загадок для преподавания элементов ТРИЗ в начальной школе.//Журнал ТРИЗ № 3(4) 1992 г., стр.36-48

Выводы.

  1. Основное отличие подобных загадок в том, что они должны в своей форме донести смысловые особенности загадываемого, произвести обобощение и свернуться в понятие – отгадку, т.е. представить принцип получения обобщающего слова. Главная цель создания загадок не в угадовании ответа (отгадывающий может и не знать загадонного слова), а в функциональной фиксации понятия, его получении и нахождения отличия. Еще – в узнавании незнакомого слова (понятия) через загадку (Ефремов Сергей);
  2. Образовательная практика по ТРИЗ показывает, что составитель загадки быстрее осваивает навыки функционального и системного подхода – основных инструментов в поиске новых решений (Ефремов Вячеслав).

Контакты автора:

Вячеслав Ефремов

E-mail: vyefrem@mail.ru

Skype: slava31031

Тел.: +7-906-156-4444

URL: http://trizkey.ru/

Сделайте свой выбор прямо сейчас.

Запрос на семинар-тренинг «Креативная реклама в маркетинге» направляйте через раздел «Контакты»

Обновлено: 29.11.2019 — 20:36

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

the key technology of TRIZ © 2019 | Оставляя комментарий на сайте или используя форму обратной связи, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных.