| Оставляя комментарий на сайте или используя форму обратной связи, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных.

the key technology of TRIZ

Ключевые технологии ТРИЗ

Пагубные привычки школьников.

Мы передаем работающие методики, приносящие прибыль!

Часть 1. Права и ответственность школьников. Защита интересов детей.

Работая Креативным директором в МУП «РА «Аншлаг» (г. Пенза), получил заказ от «Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав» городской Администрации г. Заречный на разработку концепта социальной рекламы «Пагубные привычки школьников». В тот период, в России, функционировали федеральные программы по темам — «Наркотики» и «АнтиСПИД», поэтому эти направления мною не были включены в разработку. Моя многолетняя практика обучения школьников ТРИЗ и наблюдения за их поведением в образовательных учреждениям позволили сформировать направления в разработке концепта. Были выбраны следующие направления:

  1. Права и ответственность школьников.
  2. Ответственность родителей по воспитанию подростков.
  3. Ответственность родителей за прогулы школы.
  4. О вреде курения.
  5. О вреде курения среди некурящих.
  6. Нецензурная брань в общественных местах.
  7. Матерщина.
  8. Культура поведения в общественных местах.
  9. О вреде алкоголя.

С той поры, замечаю, что эта тематика не изжита из системы образования и до сих пор актуальна для подрастающего поколения. Поэтому мой рассказ о том, как создавался данный концеп и что было разработано.

Приступая в данной теме, обращаюсь к девятиэкранной схеме системного оператора, с целью поиска ресурсов системы.

Чтобы понять проблемосодержащую систему необходимо иметь ответ на следующие вопросы:

В ТРИЗ существуют правила работы по системному оператору:

  • выбрать объект изменения (систему);
  • сформулировать главную производственную функцию (ГПФ), выполняемую объектом;
  • произвести рассмотрение системы по всем экранам системы;
  • выбрать один из экранов (элементов), изменить его и выявить, как это изменение отразится на исходной системе и его составляющих элементах;
  • Описать полученную систему с учетом изменений.

Традиционное мышление, имея перед собой некий объект, задачу, проблему и т.п., видит все это как цельный застывший объект.

Сильное мышление предполагает понимание того, что системы существуют не сами по себе, а каждая из них является составной частью над-системы и содержит в себе ряд под-систем; системы, над-системы и под-системы развиваются, имеют прошлое, настоящее и будущее.

Схема экранного мышления выделяет существенные элементы систем и их связи в развитии, позволяет быстро и эффективно прояснять самую запутанную ситуацию и прогнозировать развитие событий. Её суть: системы существуют не сами по себе. Каждая из них входит в над-систему, являясь одной из ее частей, и взаимодействует с другими ее частями. Сами системы тоже состоят из взаимодействующих частей – под-систем.

Первый признак талантливого мышления — умение переходить от системы к над-системе и под-системам.

Марат Гафитулин, к.п.н., Мастер ТРИЗ, для работы по системному оператору сочинил стихотворение «Что-то», которое хорошо формализует правило работы по нему:

Если мы рассмотрим Что-то, (объект, система)

Это Что-то для чего-то, (функция)

Это Что-то из чего-то, (под-система)

Это Что-то часть чего-то, (над-система)

Чем-то было раньше Что-то, (прошлое системы)

Что-то будет с этим Что-то, (будущее системы)

Есть противники у Что-то, (анти-система)

Много есть друзей у Что-то, (со-система)

Даже конкуренты Что-то (не-система)

Делают не так чего-то….

Что-то ты теперь возьми,

На экранах рассмотри….

 

Алгоритм построения экранной схемы:
1. Определиться с ситуацией как с системой.
2. В зависимости от целей (цели) определить под-системы и над-системы.
3. Определить прошлое системы, под-систем и над-систем.
4. На базе знания «прошлое — настоящее» определить будущее системы, под-систем и над-систем.

 

Руководствуюсь правилам, были найдены ресурсы системы и проблемы, кроме указанного выше «Комитета по несовершеннолетним…»:

  1. ОВД. Отделение по делам несовершеннолетних;
  2. Департамент образования. Орган опеки и попечительства;
  3. Департамент социальной защиты населения.
  4. Уголовный Кодекс РФ;
  5. Семейный Кодекс РФ;
  6. Кодекс об административных правонарушений;
  7. Гражданский Кодекс РФ;
  8. Закон об образовании.

После анализа данных ресурсов было сформулировано, что школьники наделены Правом на: образование, здоровье, отдых, труд, половую неприкосновенность.

При этом, общество перед школьниками ответственно за: наказание, насилие, духовное и нравственное развитие.

И самое главное, несовершеннолетние школьники, кроме своих наделенных прав, должны знать структуры, для обращения с претензиями по их нарушению. Исходя из этого, родился слоган – «Твое право – узнать свои права».

В зачине использовались народные пословицы. Какой образ выбрать для подачи информации?

В рекламе есть прием, что для привлечения внимания используются дети, животные, женская фигура. Над концептом я работал с дизайнером Алексеем Жижицей. Ему, для воплощения, и была предложена фигура юной девочки.

Что получилось, оцените и дайте свои комментарии. Ваше мнение важно нам для совершенствования темы.

Часть 2. Ответственность родителей по воспитанию подростков.

 

В современной школе воспитание практически вытеснено образованием, упор по стандартам ФГОС делается на УУД (универсальные учебные действия). Само же образование построено таким образом, что не способствует развитию творческих способностей и нацелено на сдачу ОГЭ и ЕГЭ, идет натаскивание на правильность тестов.

Обычно под влиянием нетворческого воспитания и образования мышление ребенка отягощается стереотипами, постепенно теряет свою гибкость и системность восприятия мира. Поэтому сегодня, назрела необходимость планомерного воспитания и развития творческих способностей детей на всех этапах формирования зрелого человека. Для этого назрела необходимость разработки программы творческого воспитания и образования, которая может быть реализована в школе и других детских образовательных учреждений. Роль родителей в этой программе особая.

Родители в воспитании своих детей должны опираться на собственные силы и сами ставить себе цели в достижении совершенства своих детей. Советую, вначале, проанализировать свою собственную систему ценностей в отношении воспитания своего ребенка.

Необходимо создавать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Следует постоянно стимулировать ребенка к творчеству и проявлять сочувствие к его неудачам. Терпеливо относиться даже к его странным идеям, несвойственным в реальной жизни. Уважительно относиться к вопросам и идеям, стараться найти ответы на все высказанные им идеи. Проявите терпение к высказанным неуклюжим идеям, найдите слова поддержки для его новых творческих начинаний, исключите из обихода критические замечания и суждения. Стремитесь найти ребенку компаньона с такими же творческими способностями. Организуйте рабочее место для ребенка: игровой уголок; рабочий стол; живой уголок; стенд для обозрения собственных работ и рисунков и т.п.

Особая роль отводится дневнику наблюдения по воспитанию и развитию ребенка. Он позволит вам в дальнейшем скорректировать стратегию творческого воспитания, проанализировать ошибки и уровень обучения, определить направленность и увлечения, составить оптимальный режим дня. Не ограничивайте ребенка только рамками школьной программы, а развивайте его интересы и ставьте перед ним новые, увлекательные задачи и проблемы.

Американский ученый Дэвид Льюис в 1979 году, на основе своего опыта, составил перечень правил для родителей:

  1. Я отвечаю на все вопросы ребенка насколько возможно, терпели­во и честно.
  2. Серьезные вопросы и высказывания ребенка я воспринимаю все­рьез.
  3. Я поставил стенд, на котором ребенок может демонстрировать свои работы.
  4. Я не ругаю ребенка за беспорядок в его комнате или на столе, ес­ли это связано с творческим занятием и работа еще не закончена.
  5. Я предоставил ребенку комнату или часть комнаты исключитель­но для его занятий.
  6. Я показываю ребенку, что он любим родителями таким, какой он есть, а не за его достижения.
  7. Я поручаю ребенку посильные ему работы.
  8. Я помогаю ребенку строить его собственные планы и принимать решения.
  9. Я беру ребенка в поездки по интересным местам.
  10. Я помогаю ребенку улучшить результат его работы.
  11. Я помогаю ребенку нормально общаться с детьми из разных со­циальных и культурных слоев.
  12. Я устанавливаю разумный поведенческий стандарт и слежу, что­бы ребенок ему следовал.
  13. Я никогда не говорю ребенку, что он хуже других детей.
  14. Я никогда не наказываю ребенка унижением.
  15. Я снабжаю ребенка книгами и материалами для его любимых за­нятий.
  16. Я приучаю ребенка мыслить самостоятельно.
  17. Я регулярно читаю ребенку книги.
  18. Я приучаю ребенка к чтению с малых лет.
  19. Я побуждаю ребенка придумывать истории и фантазировать.
  20. Я внимательно отношусь к индивидуальным потребностям ре­бенка.
  21. Я нахожу время каждый день, чтобы побыть с ребенком наедине.
  22. Я позволяю ребенку принимать участие в планировании семей­ных дел и путешествий.
  23. Я никогда не дразню ребенка за ошибки.
  24. Я хвалю ребенка за выученные стихи, рассказы и песни.
  25. Я учу ребенка общаться с взрослыми любого возраста.
  26. Я разрабатываю практические эксперименты, чтобы помочь ре­бенку узнать побольше.
  27. Я позволяю ребенку играть со всяким хламом.
  28. Я побуждаю ребенка находить проблемы и затем решать их.
  29. В занятиях ребенка я нахожу достойные слова для похвалы.
  30. Я не хвалю его беспредметно и неискренне.
  31. Я честен в оценке своих чувствах к ребенку.
  32. Не существует тем, которые я совершенно исключаю для обсуж­дения с ребенком.
  33. Я даю ребенку возможность действительно самостоятельно при­нимать решение.
  34. Я помогаю ребенку быть личностью.
  35. Я помогаю ребенку находить заслуживающие внимания теле­программы.
  36. Я развиваю в ребенке позитивное восприятие его способностей.
  37. Я никогда не отмахиваюсь от неудач ребенка, говоря: «я это то­же не умею».
  38. Я поощряю в ребенке максимальную независимость от взрос­лых.
  39. Я верю в здравый смысл ребенка и доверяю ему.
  40. Я предпочитаю, чтобы основную часть работы, за которую взял­ся ребенок, он выполнял самостоятельно, даже если я не уверен в по­зитивном конечном результате.

Если  вы, родители, согласны с 20% изо всех положе­ний, то над остальными следует еще подумать.  Если же родители согласны с 90% и более, то им надо несколько охладить свой воспита­тельский пыл.

 РОДИТЕЛИ, вы в ответе за то, что делают ВАШИ дети!

Ответственность родителей за воспитание детей закреплены в законодательстве РФ:

  1. Уголовный Кодекс РФ, ст. 156. Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего.
  2. Семейный Кодекс РФ, ст. 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей.

 

Часть 3. Ответственность родителей за прогулы школы.

В ст. 63 «Семейного Кодекса РФ» родители наделены обязанностью обеспечения получения своими детьми основного общественного образования.

Статьей 65 этого же законодательства закреплены родительские права по выбору образовательного учреждения.

Поэтому, контроль посещения ребенком образовательного учреждения ложится на плечи родителей.

 

Часть 4. О вреде курения.

В данном концепте, по каждому факту вреда курения на здоровье ребенка, можно разработать социальную рекламу и провести собеседование или диспут.

В моей практики был случай, когда я, к сожалению, курящий на тот период вышел в перерыв своего семинара «ТРИЗ-педагогика» перекурить на улицу. Встретила меня ватага подростков 12-14 лет с просьбой угостить сигаретой. Я согласился на условиях, что если они выполнят упражнение, то поделюсь. Упражнение следующее: встать к стене, крепко прислониться «пятой точкой», согнувшись, не отрывая от стенки «пятую точку», достать носков обеими пальцами рук и не упасть. Ребята дружно попытались выполнить упражнение, но все попадали. Далее, провел с ними лекцию о вреде курения и они, кивая  головами, удалились по своим делам. Уверен, что данный эксперимент был для них уроком о вреде курения.

 

Часть 5. О вреде курения среди некурящих.

Сегодня борьба с курение приобрела федеральное значение. Наложено множество запретов в общественных местах. Однако в ряде случаев видно, что подростки приобщаются к этому зелью. Роль родителей и школы в данной пагубной привычки высока.

 

Часть 6. Нецензурная брань в общественных местах.

     Матерщина в общении – путь к преступлению.

Часть 7. Матерщина.

      Матерщина – жертва характера и инвалид ума.

Ответственность за мат закреплена ст. 158. Мелкое хулиганство (Кодекс об административных нарушений):

«Мелкое хулиганство, т.е. нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан, — влечет наложение штрафа…»

 

Часть 8. Культура поведения в общественных местах.

Подростки должны знать, что культура поведения согласно УК РФ закреплена ст. 88. Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним за преступления:

  1. Видами наказаний несовершеннолетним, являются:

А) штраф;

Б) лишение права заниматься определенной деятельностью;

В) обязательные работы;

Г) исправительные работы;

Д) арест;

Е) лишение свободы на определенный срок….

 

Часть 9. О вреде алкоголя.

      С алкоголем – полный «ноль», если любишь алкоголь!

При разработке данной темы, направленной на подростков употребляющих алкоголь, необходимо было донести до данной целевой аудитории пагубность этого зелья. Здесь были задействованы нейтральные образы и типовые выражения (жаргонизмыиз), из моей картотеки «Азбука  типовых молодежных выражений» (см. Приложение и слова,  выделенные курсивом) данной целевой группы. В надписях к картинкам использовался жаргон данной группы подростков, собранный (подслушанный) в тусовках и при распитии алкогольных напитков.

Перевод с молодежного жаргона на общедоступном языке звучит так: 1.«Выпили». 2. «Стали пьяными, в стельку пьяными». 3. «Утром — большое похмелье, замучило похмелье». 4. «Стали алкоголиками, закоренелыми алкоголиками».

Данная реклама тестировалась на фокус-группе из несовершеннолетних и оценена, по достоинству, высшим баллом. Почему?  Потому, что такая реклама, как снайперский выстрел из ружья, точно попадает в цель – целевую группу несовершеннолетних, подверженных этому пороку – пристрастию к алкоголю, в жаргоне которых присутствуют подобные выражения. Именно в этой среде широко распространен жаргон, задействованный в социальной рекламе.

В законодательстве, по данной теме, закреплено ряд статей:

  1. В УК РФ ст. 151. Вовлечение несовершеннолетнего в совершении антиобщественных действий.
  2. В Кодексе об административных правонарушениях ст. 162. Распитие напитков в общественных местах или появление в общественных местах в пьяном виде.; ст. 163. Доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения.

Приложение.

АЗБУКА

типовых молодежных выражений (от 14 до 19 лет)

АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЧШЩЭЮЯ

А

Арбуз – миллиард. Аленушка – симпатичная девушка.

Б

Баян – шприц с дозой. Беспредел – беззаконие, отморозки. Бабки – деньги. Бабульки – деньги. Бестоляк – бестолку. Бодун – похмелье. Белый конь – посталкогольный синдром.

Белая горячка – посталкогольный синдром. Бормотуха – вино. Был бы дождик, был бы гром на х..  нам агроном. Баксы (зеленые) – мечта идиота – доллары. Ботва – пустословие. Бивень, тормоз, пендос – глупый человек. Букварь – заученный парень. Бульдог – очень полный человек. Бурагоз, карусель – большая пьянка.

В

Все по чирику – все равно. Встречаться с Дунькой Кулаковой – мастурбировать. Вась-вась, чих-пых – половой акт. Вмазали – выпили. Все калач – все хорошо.

Г

Гопкин – тот, кто гадит в парадной и подъезде. Грохнуть – убить. Герла покайфная – красивая девушка. Гомик, педик – гомосексуал. Глюки – галлюцинация. Грабли – руки. Геморой – жить. Гуман – алкоголик.  Гнать ботву – говорить лишнее. Газировка – водка.

Д

Доход, доходяга – худой человек. Дорога – следы от уколов. Дядюшка Сэм – директор совхоза. Дефицит –  не тронутая ни разу девушка с предъявлением «документа». Дискобол – закоренелый алкоголик. Дернуть, взорвать косяк – закурить.

Е

Еж – в стельку пьяный человек.

Ж

Жевастики – зубы.

З

Зенки – глаза. Забить косяк – курить коноплю. Зеленые (баксы) – мечта идиота – доллары. Звать Эдика – блевать. Завернись в марлю – помолчи, уйди. Зубрить – чистить зубы и бриться. Зависнуть – остаться на долгое время. Заборбуш – заварить чай. Зверинец, чпок – бар.

К

Кого ты лечишь? – кому ты врешь? Кусок культуры – носовой платок. Кинуть кости – идти куда-то. Катать Му-му – валять дурака. Ковыряться в мозгах – думать. Классно – хорошо. Кикимора – уродливая девушка или божество ночных мечтаний. Копыта – ноги. Крошить – убивать.  Кандратий обнимает – большое похмелье. Консенсус – согласие. Колеса – таблетки типа феназепама. Колдырь – алкоголик. Косяк – цигарка из конопли. Крутые – сильные, справедливые. Кинуть – обмануть. Кричать – говорить. Кишкануть – поесть. Кирять выпивать.Кирнуливыпили.Квадрат – квартира..

Л

Лохи – дураки. Лукавый – бес. Луноход – пьяный. Лыбу тянуть – улыбаться. Лягушатники – медики. Ломка – постнаркотический синдром. Лопата – некрасивая девушка. Ледник, калатун-бабай – мороз. Лабузались – целовались. Луноход – в стельку пьяный.

М

Мусор – милиционер, милиция. Мент – милиционер. Мочить – убивать. Мудистика – ерунда. Мочалка – девушка. Макитра – голова.

Н

На массу давить – спать. Наркоша, нарик – наркоман. Надудонился – напился. Непруха, тухляк, все креком пахнет – не идут дела. Недогнал – непонял.

О

Отбросить копыта – разуться. Офигеть – позволять себе слишком многое. Откинуться – уйти с зоны. Отморозки – отвязанные люди, которым все равно. Отец  лжи – бес, Воланд.

П

Поколбаситься – идти куда-либо. Пойти жаб забить – познакомиться с девушкой. Походэ – похмелье. Педики – студенты пединститута. Прошвырнуться – пройтись где-либо просто так без дела. Петух – гомосексуал. Плюха – лицо. Погун – алкоголик.  Пока ветер без сучков – пока не поздно. Подводка – пиво. Пол-обоймы – неполная пачка сигарет. Поздняк метаться – опоздал. Поздно батюшка Баржоми пить – опоздал. Пьеро – сильно намалеванная девица. Птица счастья – юноша (девушка), родители которого уехали на несколько дней и квартира свободная для тусовки. Пятак, домик неизвестного архитектора – туалет. Пузырь – сильнонакаченный человек. Прокубаторить – разъяснить.

Р

Рогатка – ремесленное училище. Реклама для лезвий «Нева»: «Нева» — ночь прошла и ты вдова.

С

Сказки – говорить бред. СЛОН – смерть легавым от ножа. Синяк – алкоголик. Страна непуганных идиотов – Россия. СЭМ – самогон. Сникерс – патока, паточный самогон. Стопарь – стопка спиртного. Спихнуть – продать. Сугубо фиолетово – все равно. Сутулова (орден) – выдается после тяжелых работ в виде грыжи. Святое место – туалет.

Т

Т2С – девушка с плоской фигурой. Тусовка – ничего не делающая группа. Тусоваться – создавать видимость деятельности. Тувта – ерунда. Трясукон – похмелье. Телевизор – хлебница. Треск – разговор.

У

Урки – уголовники. Уши греть – слушать. Узкий круг ограниченных лиц – правительство России. Уебэнзибит на хауз – уходи.

Ф

Фигня – ерунда. Фейсом оф тейбол – лицом о стол. Фенечка – изделие из бисира.

Х

Хрюшу давить — спать. Хавчик – еда, пища. Хабзайка – училище.

Ц

Циркуль, швабра – высокая девушка. Цукер – сахар.

Ч

Чики-чики – хорошо. Чикса – девушка. Чернобурка – неприличная часть тела покрытая волосами. Черяболись, шпилились – занимались сексом. Чинско-пабаристо – здорово. Чипса – девушка легкого поведения. Чупа-чупс – новый русский.

Ш

Шмакодявка – малыш. Шубись – причал. Швабра – худая девушка. Ширнуться – уколоться наркотиком. Шалашовки – проститутки. Шобла – много народу. Шторки опускаются – глаза закрываются.

Э

Эстафетная палочка – девушка легкого поведения.

 

Выражаю благодарность художнику-верстальщику, Алексею Жижице, воплотившему мои копирайтинг и креатив при создании данного концепта. Надеюсь, что данная тема найдет одобрение в среде родителей и педагогических работников.

           

Контакты автора:

Вячеслав Ефремов

E-mail: vyefrem@mail.ru , Skype: slava31031,

Тел.: +7-906-156-4444, URL: http://trizkey.ru/

 

Получение навыка применения остальных методов и приемов ТРИЗ найдете в моей авторской программе «Восхождение к инновациям».

Запрос на семинар-тренинг «Восхождение к инновациям» направляйте через раздел «Контакты»

Сделайте свой выбор прямо сейчас!

Обновлено: 01.01.2019 — 22:02
  1. Marat Gafitulin

    Слава, привет!

    1. О стихотворении «ЧТО-ТО».

    Важно!!!
    Необходимо поменять местами 3 и 4 строчки.
    Классика гласит: сначала определяем надсистему, а затем подсистему.
    Т.о. последовательность строк такая:

    Это Что-то часть чего-то, (над-система)

    Это Что-то из чего-то, (под-система)

    Про конкурентов.

    Конкурент — это человек, который соперничает в чем-либо с вами, стремится достичь тех же целей, получить какую-либо должность и т. п

    В моем исходном стихотворении «конкуренты» скрыты в понятии «друзья» (со-системы).
    Например, если в шариковой ручке закончились чернила, то ее функцию оставлять след («Это Что-то для чего-то») могут выполнить «функциональные друзья»: другая ручка, карандаш, фломастер и пр.

    Теперь о «не-системе».

    В моем исходном стихотворении для формирования системного видения включил дополнительные ресурсы=системы, находящиеся близко или в окружающем пространстве.
    Каждый из этих ресурсов = систем имеют свою функцию, не имеющую отношение к рассматриваемой системе.
    Эти ресурсы=системы я назвал «нейтральные» (не-системы).
    Например, для шариковой ручки, лежащей на столе, ближайшими «нейтральными» могут быть: скрепка, наушники, конфета, журнал, солнечный зайчик и пр.
    Отдаленными: гиря, тумбочка, дверь, цветок на окне и пр.
    Поэтому надо заменить существующие строчки:

    Даже конкуренты Что-то (не-система)

    Делают не так чего-то….
    на такие:

    А нейтральные для Что-то (не-система)

    Делают своё чего-то.

    Удачи!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *