| Оставляя комментарий на сайте или используя форму обратной связи, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных.

the key technology of TRIZ

Ключевые технологии ТРИЗ

Пагубные привычки школьников. Часть 1.

Мы передаем работающие методики, приносящие прибыль!

Права и ответственность школьников. Защита интересов детей.

Работая Креативным директором в МУП «РА «Аншлаг» (г. Пенза), получил заказ от «Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав» городской Администрации г. Заречный на разработку концепта социальной рекламы «Пагубные привычки школьников». В тот период, в России, функционировали федеральные программы по темам — «Наркотики» и «АнтиСПИД», поэтому эти направления мною не были включены в разработку. Моя многолетняя практика обучения школьников ТРИЗ и наблюдения за их поведением в образовательных учреждениям позволили сформировать направления в разработке концепта. Были выбраны следующие направления:

  1. Права и ответственность школьников.
  2. Ответственность родителей по воспитанию подростков.
  3. Ответственность родителей за прогулы школы.
  4. О вреде курения.
  5. О вреде курения среди некурящих.
  6. Нецензурная брань в общественных местах.
  7. Матерщина.
  8. Культура поведения в общественных местах.
  9. О вреде алкоголя.

С той поры, замечаю, что эта тематика не изжита из системы образования и до сих пор актуальна для подрастающего поколения. Поэтому мой рассказ о том, как создавался данный концеп и что было разработано.

Приступая в данной теме, обращаюсь к девятиэкранной схеме системного оператора, с целью поиска ресурсов системы.

Чтобы понять проблемосодержащую систему необходимо иметь ответ на следующие вопросы:

В ТРИЗ существуют правила работы по системному оператору:

  • выбрать объект изменения (систему);
  • сформулировать главную производственную функцию (ГПФ), выполняемую объектом;
  • произвести рассмотрение системы по всем экранам системы;
  • выбрать один из экранов (элементов), изменить его и выявить, как это изменение отразится на исходной системе и его составляющих элементах;
  • Описать полученную систему с учетом изменений.

Традиционное мышление, имея перед собой некий объект, задачу, проблему и т.п., видит все это как цельный застывший объект.

Сильное мышление предполагает понимание того, что системы существуют не сами по себе, а каждая из них является составной частью над-системы и содержит в себе ряд под-систем; системы, над-системы и под-системы развиваются, имеют прошлое, настоящее и будущее.

Схема экранного мышления выделяет существенные элементы систем и их связи в развитии, позволяет быстро и эффективно прояснять самую запутанную ситуацию и прогнозировать развитие событий. Её суть: системы существуют не сами по себе. Каждая из них входит в над-систему, являясь одной из ее частей, и взаимодействует с другими ее частями. Сами системы тоже состоят из взаимодействующих частей – под-систем.

Первый признак талантливого мышления — умение переходить от системы к над-системе и под-системам.

Марат Гафитулин, к.п.н., Мастер ТРИЗ, для работы по системному оператору сочинил стихотворение «Что-то», которое хорошо формализует правило работы по нему:

Если мы рассмотрим Что-то, (объект, система)

Это Что-то для чего-то, (функция)

Это Что-то из чего-то, (под-система)

Это Что-то часть чего-то, (над-система)

Чем-то было раньше Что-то, (прошлое системы)

Что-то будет с этим Что-то, (будущее системы)

Есть противники у Что-то, (анти-система)

Много есть друзей у Что-то, (со-система)

Даже конкуренты Что-то (не-система)

Делают не так чего-то….

Что-то ты теперь возьми,

На экранах рассмотри….

 

Алгоритм построения экранной схемы:
1. Определиться с ситуацией как с системой.
2. В зависимости от целей (цели) определить под-системы и над-системы.
3. Определить прошлое системы, под-систем и над-систем.
4. На базе знания «прошлое — настоящее» определить будущее системы, под-систем и над-систем.

 

Руководствуюсь правилам, были найдены ресурсы системы и проблемы, кроме указанного выше «Комитета по несовершеннолетним…»:

  1. ОВД. Отделение по делам несовершеннолетних;
  2. Департамент образования. Орган опеки и попечительства;
  3. Департамент социальной защиты населения.
  4. Уголовный Кодекс РФ;
  5. Семейный Кодекс РФ;
  6. Кодекс об административных правонарушений;
  7. Гражданский Кодекс РФ;
  8. Закон об образовании.

После анализа данных ресурсов было сформулировано, что школьники наделены Правом на: образование, здоровье, отдых, труд, половую неприкосновенность.

При этом, общество перед школьниками ответственно за: наказание, насилие, духовное и нравственное развитие.

И самое главное, несовершеннолетние школьники, кроме своих наделенных прав, должны знать структуры, для обращения с претензиями по их нарушению. Исходя из этого, родился слоган – «Твое право – узнать свои права».

В зачине использовались народные пословицы. Какой образ выбрать для подачи информации?

В рекламе есть прием, что для привлечения внимания используются дети, животные, женская фигура. Над концептом я работал с дизайнером Алексеем Жижицей. Ему, для воплощения, и была предложена фигура юной девочки.

Что получилось, оцените и дайте свои комментарии. Ваше мнение важно нам для совершенствования темы.

Контакты автора:

Вячеслав Ефремов

E-mail: vyefrem@mail.ru , Skype: slava31031,

Тел.: +7-906-156-4444, URL: http://trizkey.ru/

 

Получение навыка применения остальных методов и приемов ТРИЗ в моей авторской программе «Восхождение к инновациям».

Запрос на семинар-тренинг «Восхождение к инновациям» направляйте через раздел «Контакты»

Сделайте свой выбор прямо сейчас!

Обновлено: 28.04.2018 — 16:28
  1. Marat Gafitulin

    Слава, привет!

    1. О стихотворении «ЧТО-ТО».

    Важно!!!
    Необходимо поменять местами 3 и 4 строчки.
    Классика гласит: сначала определяем надсистему, а затем подсистему.
    Т.о. последовательность строк такая:

    Это Что-то часть чего-то, (над-система)

    Это Что-то из чего-то, (под-система)

    Про конкурентов.

    Конкурент — это человек, который соперничает в чем-либо с вами, стремится достичь тех же целей, получить какую-либо должность и т. п

    В моем исходном стихотворении «конкуренты» скрыты в понятии «друзья» (со-системы).
    Например, если в шариковой ручке закончились чернила, то ее функцию оставлять след («Это Что-то для чего-то») могут выполнить «функциональные друзья»: другая ручка, карандаш, фломастер и пр.

    Теперь о «не-системе».

    В моем исходном стихотворении для формирования системного видения включил дополнительные ресурсы=системы, находящиеся близко или в окружающем пространстве.
    Каждый из этих ресурсов = систем имеют свою функцию, не имеющую отношение к рассматриваемой системе.
    Эти ресурсы=системы я назвал «нейтральные» (не-системы).
    Например, для шариковой ручки, лежащей на столе, ближайшими «нейтральными» могут быть: скрепка, наушники, конфета, журнал, солнечный зайчик и пр.
    Отдаленными: гиря, тумбочка, дверь, цветок на окне и пр.
    Поэтому надо заменить существующие строчки:

    Даже конкуренты Что-то (не-система)

    Делают не так чего-то….
    на такие:

    А нейтральные для Что-то (не-система)

    Делают своё чего-то.

    Удачи!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *