| Оставляя комментарий на сайте или используя форму обратной связи, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных.

the key technology of TRIZ

Ключевые технологии ТРИЗ

Практика решения педагогических задач.

Единственный путь к инновационной экономике –

 инновационное образование!

©, В.И. Ефремов, 2020

Первая публикация этой темы с таким же названием была доложена автором в 2016 году на TDS – Саммите. Автор посчитал, что тема не исчерпана и актуальна в настоящее время, рецензию на эту тему написал Роман Флореску, директор гимназии №2 города Бельцы республики Молдова, Мастер ТРИЗ.

В современной педагогике применяются следующие определения:

1. Под педагогической задачей понимается цель, к которой стремится педагог, и способ ее достижения.

2. Педагогическая задача – система особого рода, представляющая собой основную единицу педагогического процесса.

3. Педагогическая задача – осмысленная педагогическая ситуация с привнесенной в нее целью в связи с необходимостью познания и преобразования действительности.

4. Педагогическая задача – материализованная педагогическая ситуация, характеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью.

Виды педагогических задач:

Стратегические отражают объективные потребности общественного развития и образования.

Тактические нацеленына итоговый результат образования подрастающего поколения.

Дидактические —  направлены на УУД (ЗУН).

Оперативные стоящие перед педагогом в каждый отдельно взятый момент образовательного процесса.

Воспитательные  —  нацелены на воспитание подрастающего поколения.

Функционально-педагогические  —  направлены на выбор форм, методов, инструментов и средств реализации педагогических задач.

Педагогическая задача — это всегда осмысление сложившейся ситуации с целью преобразования ее, перевода на новый уровень, приближающий к цели педагогической деятельности.

Реальная ситуация №1, которая происходила с моей внучкой, Дарьей, в г. Заречном (ЗАТО).

Ученица 7 класса, получила травму правой руки на уроке физкультуры при ловле мяча в игре «Вышибало».

В 5-м классе, в аналогичной ситуации на уроке физкультуры, у нее была травма — перелом указательного пальца правой руки (пробыла месяц в гипсе и без письменных заданий).

Пришел в школу выяснять ситуацию с классным руководителем и физруком. Подошла, с милой улыбочкой, учительница физкультуры.
Высказываю претензию к учительнице физкультуры: «Почему на ваших занятиях уже дважды девочка получает травму?»
В ответ услышал: «Не умеет ловить мяч, сама виновата!»
Возразил: «А может вы не провели разминку и не научили приемам ловли мяча?»
В ответ: «Это не наше дело, это проблема родителей – ваша забота!»

Предложил: «Тогда, при ловле мяча, выдавайте ей перчатки, например, боксерские”.
Классный руководитель и учительница физкультуры с удивлением, в один голос: “А зачем?”

Пояснил: “Затем, что боксерские перчатки демпфируют силу удара…”

Как вы думаете, читатель — Есть ли здесь педагогическая задача и как её разрешить?

Решил проанализировать данную ситуацию.

  1. Выяснил у ученицы информацию об уроках физкультуры:
  2. ранее был молодой физрук, выпускник вуза, который проводил интересные уроки, придумывая различные упражнения и занятия.

      У детей он был кумиром.

  • у сегодняшнего физрука уроки скучные и не интересные. Дети на занятиях предоставлены сами себе, а она (учительница физкультуры), только, сидит в углу и наблюдает.
  1. Результат по несчастному случаю в данной ситуации:
  2. рентген показал отсутствие перелома;
  3. рекомендация хирурга – наложить на кисть эластичный бинт, 3 раза в день смазывать мазью, 7 сеансов прогревания УВЧ, освобождение от физкультуры на 2 недели, руку не травмировать (значит не писать).
  4. Звоню классному руководителю и сообщаю, что перелома нет, от хирурга  получили освобождение от физкультуры на 2 недели и писать рукой не может. В ответ получаю: «Ничего страшного, через 2 дня может и писать, и заниматься на физкультуре!»

Какие педагогические задачи следуют из этой ситуации и как поступить при данном подходе педагогов?

Мысленно задаю себе вопрос: «Какие педагогические задачи следуют из этой ситуации?»

Игра вышибала

Из диалога, изложенного выше, делаю вывод: педагогами школы не решены оперативные, воспитательные и функционально-педагогические задачи.

Постановка задач по ТРИЗ:

Ученик не должен получать травмы на уроке физкультуры.

Ученик должен научиться ловить мяч, без получения травм.

Какая из этих задач более важная? Как её решать?

По первой задаче возможны варианты решения: боксёрские перчатки, освобождение от физкультуры, не участвовать в игре, новые современные технологии и др. А по второй задаче, что можно предложить?

Обратимся к инструментарию ТРИЗ.

Анализ исходной ситуации и выявление причин получения травмы:

1.     Ребёнок выполняет движение руками навстречу летящему мячу. От чего удар получается ещё сильней, а точность при встречном движении уменьшается.

2.     Ребёнок пытается поймать мяч одной рукой.

3.     Ребёнок стоит на месте и вытягивает руки в стороны, если мяч не летит в него и совсем не перемещает тело.

Главная функция в поиске решения – ребенок ловит руками мяч без травм.

Алгоритм поиска решений.

  1. Выделим оперативную зону конфликта (ОЗ) – рука и мяч.
  2. Построим Вепольную формулу и обратимся к правилу.  
Вредный веполь+поле.gif

Дан  вредный Веполь. Здесь: В1 – изделие (рука), В2 – инструмент (мяч), П – механическое поле. Связь В1 с В2 – вредная (травма руки).

По правилам — либо ввести В3, либо П2.

Обратимся к системе стандартов СС-76.

1.2.4. Противодействие вредным связям с помощью поля

Если между двумя веществами в веполе возникают сопряженные – полезное  и вредное — действия, причем непосредственное соприкосновение веществ – в отличие от стандартов 1.2.1 и 1.2.2 — должно быть сохранено, задачу решают переходом к двойному веполю, в котором полезное действие остается за полем П1, а нейтрализацию вредного действия (или превращение вредного действия во второе полезное действие) осуществляет П2

3). Сформулируем идеальное решение (ИКР1) к ОЗ:

Рука САМА ловит мяч, без травм в ОЗ.

4). Сформулируем противоречие в ОЗ:

Рукой надо ловить мяч, чтобы играть и не надо ловить мяч, чтобы не травмироваться.

5). Определим время конфликта (оперативное время) в ОЗ:

ОВ1 – до соприкосновения руки с мячом (мяч на подлете).

ОВ2 – во время соприкосновения руки с мячом.

6). Переформулируем ИКР1:

ИКР2: рука САМА в ОЗ в период ОВ1 и ОВ2 ловит мяч не получая

травмы за счет ресурсов (ВПР).

7). Анализ и поиск ресурсов в системе ОЗ:

ВПРкисть, пальцы, мышцы (П2), мяч, механическое поле полета мяча.

8). Поиск идей за счет ВПР:

А) держать руку так, чтобы мяч упал в открытую ладонь.

Б) при соприкосновении мяча с ладонью – резко сжать пальцы,

но не раньше, чем он коснётся руки.

В) использовать приём вратарей, когда они ловят сильно летящий мяч,

гася удар ладонями, а потом подхватывают мяч.

Г) перед игрой потренироваться — подбрасывать мяч вверх (невысоко)

 и держать руку так, чтобы мяч упал в открытую ладонь, не поднимая руку навстречу мячу.

Вывод: решения найдены, педагогические задачи решены, остается только дождаться внедрения.

XXI век уже на пороге, а уроки физкультуры не меняются, поэтому сегодня

Физкультура в школе мало интересна, изобилует ушибами и травмами.

Современные IT— технологии предлагают Урок физкультуры XXI века  :

1. Ввести новую практику домашних заданий: например, пройти за день десять тысяч шагов. Его выполнение — показания шагомера или специального приложения для смартфона (к примеру, подойдут мульти платформенные, бесплатные и переведённые на русский приложения от Runtastic).

Современные сервисы для отслеживания физической активности предоставляют возможность проводить уроки спорта удалённо. Принцип BYOD (принеси свое устройство) подразумевает, что ученики используют те гаджеты, которые у них и так уже есть.

2. Использовать смартфоны с установленными приложениями для фитнеса, чтобы проанализировать среднюю дневную активность каждого ученика.

3. Более непривычные устройства, чем стандартный смартфон — датчики мяча распознающие удар мяча об стену.

4. Hackaball — микрокомпьютер, который можно и нужно бросать и ронять. Этот мяч оснащён датчиками движения и платой, его можно запрограммировать на определённые реакции при падении, тряске или неподвижном состоянии. Позволяет совместить изучение компьютерных технологий с активными играми.

5. Учитель в планшете iPad ведёт журнал с оценками и результатами по разным упражнениям нескольких сотен своих учеников. На планшет можно записывать видео, чтобы затем указать участникам процесса на ошибки или идеальную технику.

Датчики ловли мяча через Смартфон:

Микрокомпьютер Hackaball

Разберем другую ситуацию № 2, которая происходила той же школе г. Заречного (ЗАТО).

Сижу на родительском собрании (7 кл.). Классная руководитель заявила родителям, что в столовой за обедом, дети, родители которых не оплатили питание, окружают кольцом обедающих одноклассников и глумятся над ними, выпрашивая блюда.

Прозвучал призыв: «Либо родителям оплачивать питание, либо строго повлиять на детей».

Предложил: «Не пускать в столовую неоплаченных, либо чем-то их занять под контролем учителя».

В ответ: «Не возможно! Прозвенит звонок и все они бегут в столовую».
Возразил: «А почему они бегут? Разве это школьный стадион?

Я работал в ряде гимназий Пензы и там дети ходят, а не бегают.

Школа – это ларец Культуры, а не спортивный зал и не улица!»

Родители хором: «Перестаньте задавать глупые вопросы, вы что умный?»
Классная руководительница поддержала родителей.

Есть ли здесь педагогическая задача и как её разрешить?

Проанализируем ситуацию №2.

Не ясно:

  1. Зачем, а не почему школьники бегут в столовую?
  2. Что учащимся, не оплатившим обед, нужно в столовой?

Явно не пирожки.

     3) Есть ли  в среде бегущих учащихся Лидер, который превращает обед в развлечение?

    4) Почему учителя допускают подобное в столовой и не контролируют процесс?

    5) Можно ли техническими средствами отделить тех, кто обедает, от тех, кто перекусывает выпечкой?

Из анализа ситуации следует поставить ряд задач:

1. Неоплаченные дети не должны быть в столовой;

2. Неоплаченные дети, находясь в столовой, не глумятся над другими

или 

Неоплаченные дети не хотят глумиться над другими;

3. Дети не считают нужным бегать на перемене

или

Исключить беготню детей на переменах.

Какая из этих задач более важная? Как её решать?

Поиск ресурсов и идей.

  1. Как разделить в школьной столовой учащихся, оплативших обед, от

учащихся, которые не оплатили обед и мешают первым.

Алгоритм поиска решений.

ИКР – Учащиеся, не оплатившие обед, САМИ не хотят приходить в столовую и мешать обедающим.

Противоречие – Учащиеся, не оплатившие обед, не заходят в столовую,

чтобы не мешать обедающим учащимся, и заходят в столовую, чтобы перекусить выпечкой.

ВПР — …. Найдите ресурсы и разрешите задачу самостоятельно.

пирожковая

Возможные варианты решения: 1. Ввести Школьный Устав по Культуре поведения. 2. Поставить в столовой перегородку – отделить детей друг от друга барьером. 3. Установить камеру видео наблюдения за «хулиганами». 4. Ввести штрафные санкции за нарушения в столовой.

Проанализируем ситуацию №3.

В классе, во время проведения урока, произошел инцидент – одноклассник (троечник по успеваемости, но спортсмен – участник общешкольных соревнований) выкрал из ранца у одноклассницы бутылку с водой, выпил ее, выкрал пенал и стал перекидываться им с друзьями, попал в висок девочки.

Учительница никак не прореагировала и продолжала вести урок. Потерпевшая, вслух, возмутилась кражей и учитель выставила ее за дверь, еще и обвинив в содеянном.

Случайно, в этот день, зашел в школу и увидел, что классный руководитель разбирает конфликт со всеми участниками инцидента.

Вмешался: «Таких хулиганов надо наказывать!»

В ответ: «Не вмешивайтесь, это дело родителей, а не дедушек»

Парировал: «Почему нельзя было учительнице сразу пресечь поведение хулигана и разобраться на уроке?»

Вмешался «хулиган»: «Я уже извинился…»

Парировал: «Вы совершили мелкую кражу чужого, пеналом можно травмировать. В советское время, мы в классе кидались тряпками…»

Классная руководительница в ответ: «Не нравится наша школа, переводитесь в другую школу».

На следующий день выясняю у внучки реакцию класса, классного руководителя и «хулигана». Классная руководительница весь инцидент вынесла на всеобщее обсуждение, сказав внучке: «Пусть твой дедушка в школу больше не приходит, у тебя есть родители…»

«Хулиган» в беседе с внучкой: «Твой дедушка, что, из психушки вышел?»

Звоню классной: «Почему такая обстановка в школе? Почему нет никакой реакции на данный инцидент ни от Вас, ни от Администрации?»

В ответ: «Если вы контролируете обучение внучки, то оформите опекунство.

Если вам не нравится наша школа, то переводите ее в другую школу».

Звоню завучу и обрисовываю данную ситуацию……….

Читатель, дайте свои комментарии и пути решения по ситуации №3. Замечу, что инцидент был мною урегулирован и в последующие четверти «хулиган» ограничил общение с девочками, улучшив свое поведение на уроках.

Резюмирую выше изложенное.

Беда большинства педагогов образования, включая Администрацию образовательного учреждения (ОУ), — это не умение ставить и решать педагогические задачи (стратегические, тактические, дидактические, оперативные, воспитательные, функционально-педагогические).

Как правило, педагогические задачи решаются методом проб и ошибок, в лучшем случае, мозговым штурмом.

Но есть другая технология решения задач – «ТРИЗ-педагогика».

Мне доводилось, в беседах со слушателями, сталкиваться с подобными задачами на своих педагогических семинарах-тренингах «Восхождение к сотворчеству» и из общения сделал вывод: если педагогу вручить инструментарий ТРИЗ и технологию решения педагогических задач, то проблемных задач в ОУ станет значительно меньше.

ТРИЗ дает  обязательные «мыслительные» компетенции, в частности, умение анализировать и строить сложные объекты («системы систем») и визуализировать данные.

Выражаю благодарность моему другу, коллеги, партнеру по «ТРИЗ-педагогика», ведущему сотруднику Ассоциации «Образование для Новой Эры», Сергею Ефремову, за консультацию по данной тематике, за творческую работу на совместных, в период 90-х годов, педагогических семинарах-тренингах по ТРИЗ — «Вячеслав и Сергей Ефремовы».

Полное выступление на TDS-Саммите -2016 в Санкт-Петербурге смотрите на моем видео «Практика решения педагогических задач»

Литература.

1.      Ефремов В.И. Практика решения педагогических задач. //ТРИЗ в развитии/Сборник научно-исследоваттельских трудов. Библиотека Саммита разработчиков ТРИЗ. Выпуск 8. Санкт-Петербург, Россия, 2016. стр.301-310.

2.      https://www.kickstarter.com/projects/hackaball/hackaball-a-programmable-ball-for-active-and-creat  — Hackaball

Контакты автора:

Вячеслав Ефремов

E-mail: vyefrem@mail.ru

Skype: slava31031

Тел.: +7-906-156-4444

URL: http://trizkey.ru/

Получение навыка применения остальных методов и приемов ТРИЗ в моей авторской программе«ВОСХОЖДЕНИЕ К ИННОВАЦИЯМ». .

Запрос на семинар-тренинг «Восхождение к инновациям» направляйте через раздел «Контакты»

Сделайте свой выбор прямо сейчас!

Обновлено: 15.01.2020 — 20:40

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

the key technology of TRIZ © 2019 | Оставляя комментарий на сайте или используя форму обратной связи, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных.