| Оставляя комментарий на сайте или используя форму обратной связи, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных.

the key technology of TRIZ

Ключевые технологии ТРИЗ

Создатель сказок. Методика от В.Я. Проппа

©, Сост. В. И. Ефремов, 2020

Методика сказок от В.Я.Проппа

Владимир Яковлевич Пропп (29.04.1895— 22.08.1970) после анализа большого массива русских народных сказок, сформулировал три принципа по созданию сказок:
1)Постоянными и устойчивыми элементами сказок являются функции действующих лиц;
2) Число функций в сказках ограничено;
3) Последовательность функций всегда одинакова.

Данный подход в методике  создания сказок – это яркий пример применения системного подхода, изучаемого в рамках ТРИЗ.

Согласно принципов В.Я. Проппа, насчитывающих 31 функцию, можно подобрать достаточное количество информационного материала для создания сказочного сюжета.

Совет эксперта ТРИЗ+РТВ: раздайте карты детям и попросите их сочинить свою сказку. Главное в сказке — это чтобы в сюжете было заложено противоречие, которое герои сказки успешно разрешат.

Функциональные карты Проппа.

  1. Отлучка кого-либо из членов семьи.
  2. Запрет, обращенный к герою.
  3. Нарушение запрета.
  4. Выведывание.
  5. Выдача.
  6. Подвох.
  7. Невольное пособничество.
  8. Вредительство или недостача.
  9. Посредничество.
  10. Начинающееся противодействие.
  11. Герой покидает дом.
  12. Даритель испытывает героя.
  13. Герой реагирует на действия будущего дарителя.
  14. Получение волшебного средства.
  15. Герой переносится, доставляется или приводится к месту нахождения предмета поисков.
  16. Герой и антагонист вступают в борьбу.
  17. Героя метят.
  18. Антагонист побежден.
  19. Беда или недостача ликвидируется.
  20. Возвращение героя.
  21. Герой подвергается преследованиям.
  22. Герой спасается от преследования.
  23. Герой не узнанным прибывает домой или в другую страну.
  24. Ложный герой предъявляет необоснованные притязания.
  25. Герою предлагается трудная задача.
  26. Задача решается.
  27. Героя узнают.
  28. Ложный герой или антагонист изобличается.
  29. Герою дается новый облик.
  30. Враг наказывается.
  31. Герой вступает в брак.

Советы по внедрению карт В.Я. Проппа.

При синтезе новой сказки не обязательно придерживаться чередования данных функций; возможны перескоки, добавления и другие чередования.

Сказка может начинаться не с первой, а с какой-то другой функции. Все зависит от Вашей фантазии и поставленных педагогических целей процесса синтеза.

Заданные функции можно изобразить на отдельных картах и сопроводить рисунками. Выбирая из колоды различное количество карт можно по заданным функциям строить различные сказочные сюжеты. Можно устроить соревнования: сочинить сказку при наименьшем количестве карт или сочинить сказку на выбранные карты, но с разными героями и др. Ребята сами найдут необходимые правила работы с картами. Иногда на мысль о сказке наводит одна-единственная карта.

Замечу, что структура сказки намного сложнее и вбирает в себя три основные части: экспозицию (начало сказки), тело (основное содержание сказки) и постпозицию (завершение и окончание сказки).

Экспозиции сказки соответствуют функциональные карты с №1 по №11, по содержанию она разнообразна и включает в себя ряд типовых структур: традиционное начало («Жили-были дед  да баба…») или нетрадиционное («Однажды…»); место и время действия; перечисление действующих лиц и их родственное отношение; рождение героя и завязка сюжета.

Основным элементом любой сказки являются встречи персонажей, характеризуемые выбранным маршрутом сюжета. В сказках количество встреч, включая встречи с препятствиями, типовое, и равно 27.

Каждая встреча характерна своими поступками участников встречи. Набор этих поступков невелик и конечен. Например, встреча главного героя с дарителем всегда заканчивается тем, что либо волшебник-даритель передаст герою волшебное средство, либо даст помощника, либо даст ценный совет для его дальнейшего поведения. Встреча главного героя и антигероя приводит либо к борьбе, в которой побеждает та или иная сторона, либо к угрозам со стороны антигероя, либо к загадыванию герою загадки, либо к постановке герою задачи. Аналогично обстоит дело и с другими персонажами сказки.

В теле сказки главный герой должен преодолеть цепочку препятствий и решить ряд изобретательских задач, используя волшебные средства и помощников.

Волшебные средства и помощники

Заключительная часть сказки – постпозиция вбирает в себя три основных блока: награда главного героя (победа, свадьба, богатство); заключение сказочника, отражающее мораль сказки, и окончание сказки в традиционной манере и форме. На этом этапе используются функциональные карты с №28 по№31 и весь набор постпозиции, либо ее части.

Для создания сюжета сказки в самом начале необходимо собрать исходную информацию, к которой относится:

  • перечень типовых персонажей;
  • список возможных типов встреч;
  • перечень воплощений действующих лиц;
  • список возможных поступков каждого действующего лица;
  • перечень типовых характеристик персонажей;
  • список возможных соединительных элементов;
  • перечень ограничений, связывающих некоторые типы встреч;
  • цепочка в структуре экспозиции;
  • список типовых задач-завязок и возможных препятствий;
  • список возможных решений задач и преодолений препятствия;
  • список традиционных окончаний сказки;
  • перечень возможных нетрадиционных окончаний.

На втором этапе определяются маршрут героев и их встречи, а также цель прохождения маршрута каждым действующим лицом, необходимость в дополнительных ветвлениях персонажей и дополнительные темы сказки.

Главный этап синтеза связан с построением структуры сказки.

Вначале выбирается последовательность встреч и задач, необходимых главному герою для окончания тематической линии сюжета. Далее, формируется список смысловых глаголов , задействованных при встречах. Так для встречи главного героя с волшебником характерен следующий список глаголов: идет – видит – просит помочь (сделать) – делает – получает. Заключительная часть сказки – постпозиция вбирает в себя три основных блока: награда главного героя (победа, свадьба, богатство); заключение сказочника, отражающее мораль сказки, и окончание сказки в традиционной манере и форме. На этом этапе используются функциональные карты с №28 по№31 и весь набор постпозиции, либо ее части.

На последнем этапе выбранные действующие лица с их характеристиками вплетаются в глагольную цепочку, образующую тело сказки и, в конце, подсоединяется выбранная постпозиция.

Окончательный этап создания сказки заключается в литературном редактировании полученной глагольной цепочки, путем введения юмористических вставок и преобразований текста под детский понятийный язык (сленг, жаргонизмы).

Простейшая глагольная структура, характерная для простых русско-народных сказок, имеет следующий вид:

Жил – был (кто-то), имел (что-то).

Налетел (кто-то), унес (что-то или кого-то).

Послал (кто-то) (кого-то) отыскать (кого-то), обещал (что-то).

Отправился (кто-то) искать (кого-то или что-то).

Идет (кто-то) видит (что-то или кого-то).

Попросил (кто-то) (кого-то) сделать (то-то).

Сделал (кто-то) (то-то).

Обещал (кто-то) помочь (тому-то).

Идет (кто-то) видит (что-то или кого-то).

Вошел (кто-то) в (куда-то), видит – сидит (кто-то).

Спрятался (кто-то) за (что-то).

Прилетел (кто-то) пронюхал (что-то или кого-то).

Схватил (кто-то) (кого-то), который позвал на помощь (кого-то) и убили (того-то).

Забрал (кто-то) (что-то), поблагодарил (кого-то) и вернулся назад.

Получил (кто-то) (что-то или кого-то).

Сыграли свадьбу, стали жить-поживать да добра наживать.

(Возможны другие типовые и не типовые варианты окончания сказки).

В конце 90-х ученик 10 класса, Сергей Сандер,  при моем содействие, в роли консультанта, создал компьютерную программу «Tales» (Создатель сказок) по картам  Проппа. Программа впервые была показана в 1991 г. в Норильске в период моего педагогического семинара для учителей начальной школы и воспитателей д/садов  по теме ТРИЗ + РТВ — «Сказка XXI века», организованного моим другом, Михаилом Шустерманом.

Что с позиции ТРИЗ дает данная методика?

  1. Работа с большим массивом информации.
  2. Структурирование материала.
  3. Выработка навыка функционального подхода.
  4. Формализация изобретательской задачи.
  5. Формирование творческого изобретательского подхода к решению противоречивых проблемных ситуаций.
  6. Литературная обработка текста.

Литература,

  1. Творческое воспитание и образование детей на базе теории решения изобретательских задач./Сост. В.И.Ефремов. – Пенза: СТ «Уникон-ТРИЗ». 1993. стр.40-48.
  2. Пропп Владимир. Морфология волшебной сказки. Изд-во: «Лабиринт», 1998
  3. Пропп В.Я. Русская сказка. Изд-во: «Лабиринт», 1998

Приложение.

Сказка с семинара»Сказка XXI века»

Волшебный чемодан.

(автор Светлана Печорина, Елгава, 1991 г.)

Жил-был рядовой российский гражданин. Имел этот гражданин жену молоду, двух детей-богатырей, пять рублей в кармане и кое-что в чемодане.

Чемодан

Вернулся как-то домой гражданин. Не верит глазам своим. Видит он: кто-то в доме побывал, чемодан с собою взял.

А был у гражданина приятель один, по прозванью Питирим. Просит гражданин у Питирима: «Отыщи чемодан. Все отдам». Обещал жену молоду, двух детей и половину квартиры своей. И отправился Питирим в путь-дорогу один.

Идет Питирим, видит – учреждение большое стоит. А на дверях – швейцар, дверь открыл и впустил. Идет Питирим, по сторонам глядит. Видит – кабинет стоит.

Вошел в кабинет Питирим. В кабинете – господин, прилично одет, побрит. А за шторой еще кто-то стоит, только желтый башмак торчит.

А под столом чемодан стоит.  «Ну, это мафия», — решил Питирим. Сражаться буду один. Тут он нож достает. Сраженье не на жизнь – на смерть идет.

Из последних сил выигрывает Питирим. Забрал Питирим чемодан и вон убежал. Был очень гражданин рад. Отдал обещанную жену, детей и половину квартиры своей.

Сыграли свадьбу Питирим с гражданиновой женой, стали жить-поживать и добра наживать.

А что в чемодане – решайте сами.

Что же было в чемодане?

Примечание: эта сказка была опубликована в педагогическом выпуске «Журнала ТРИЗ» (3.4.92. стр. 74) и на заданный вопрос были получены сотни ответов, как от педагогов, так и от школьников, со всех уголков России – от Владивостока до Калининграда. Большинство ответов были банальны – золото, драгоценности, доллары… За редким исключением можно было услышать, что в чемодане – Достойная Цель Жизни, любимая Работа и Увлечение, смысл существования….

Контакты автора:

Вячеслав Ефремов

E-mail: vyefrem@mail.ru

Skype: slava31031

Тел.: +7-906-156-4444

URL: http://trizkey.ru/

Вместо заключения.

Предложения по дальнейшему развитию данной методики:

По сути, методика представляет собой морфологический ящик. В ней есть ресурсы для развития почти всех качеств талантливого мышления (см. Мурашковский Ю.С. «Секреты» талантливого мышления. Рига.: Fonds ASNI, 2007. 464 с.: ил. стр. 60.)

Имеет смысл предусмотреть в методике возможность вносить изменения в соответствии с всеми качествами талантливого мышления.

Методика представляет собой один временной срез. В ней не предусмотрена возможность развития тематической и художественной составляющих. Такая возможность появится, если воспользоваться схемой развития тематики (Мурашковский Ю.С. Биография искусств. Ч.1. Петрозаводск : Скандинавия, 2007. 234 с. : ил. стр. 109.) и системой стандартов на развитие художественных систем (см. Мурашковский Ю.С. Биография искусств. Ч.2. Петрозаводск : Скандинавия, 2007. 316 с. : ил. стр. 249-269.)

Это позволит сделать данную методику развернутой во времени, придать ей не только композиционные функции, но и прогностические, а также заложить основы формирования качеств талантливого мышления еще в детстве. Методика превратится в мощный инструмент воспитания Творческой Личности с раннего детства.

Юлий Мурашковский,

Мастер ТРИЗ (№ 36), Рига,05/01/2020.

E-mail: julijsmur@mail.ru

Получение навыка применения остальных методов и приемов ТРИЗ и РТВ в моей авторской программе«ВОСХОЖДЕНИЕ К ИННОВАЦИЯМ». .

Запрос на семинар-тренинг «Восхождение к инновациям» направляйте через раздел «Контакты»

Сделайте свой выбор прямо сейчас!

Обновлено: 06.01.2020 — 00:59

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

the key technology of TRIZ © 2019 | Оставляя комментарий на сайте или используя форму обратной связи, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных.