| Оставляя комментарий на сайте или используя форму обратной связи, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных.

the key technology of TRIZ

Ключевые технологии ТРИЗ

Живая смекалка. Гуляющая марка.


Смекалист с навыками ТРИЗ делится решением: Как уменьшить почтовую оплату отправки письма в ближнее зарубежье, Латвию?

©, В.И.Ефремов, Заречный (ЗАТО), 2021.

Ситуация.

В 1992 году в сообществе ТРИЗ была создана, по инициативе И.Л. Викентьева и согласия автора ТРИЗ, Генриха Сауловича Альтшуллера, «Система «ТРИЗ-Шанс» (СТ-Ш), объединившая профессиональных преподавателей, консультантов и разработчиков по ТРИЗ из городов России, Беларуси и Латвии. В первый состав Системы «ТРИЗ-Шанс» вошло 18 человек, в том числе и автор этих строк, имеющих свои наработки по своим направлениям.

Общение между членами СТ-Ш велось на регулярной основе через письма «Почта Россия». Интернета и электронной почты в те времена, у большинства участников еще не было. Почтовые отправления из России в Латвию и обратно, на тот период, были очень затратные, так как Латвия уже считалась ближним зарубежьем. Почта СССР постоянно увеличивала стоимость почтовых марок, наклеиваемых на стандартный почтовый или авиа конверты, которыми и оплачивались почтовые услуги.

Почтовый конверт стандартный
Стандартный Авиа конверт

Перед сообществом «СТ-Ш» встала изобретательская задача: как уменьшить оплату почтовой марки для отправки письма в ближнее зарубежье, Латвию?

Разбор ситуации.

  1. Включим системное мышление и рассмотрим ситуацию по 9-тиэкранной схеме Системного оператора.
  2. Обратимся к шпаргалке смекалиста и построив вепольную модель ситуации проанализируем.

Почтовый штемпель В2 на марке В1 удорожает отправку письма в страну СНГ. Имеем полезное и вредное действия.

Согласно требованию стандарт 1.2.1. «Системы Стандартов (СС-76)» на такой вид модели «задачу решают введением между двумя веществами постороннего третьего вещества, дарового или достаточно дешевого».

Противоречие в данной задаче: Почтовый штемпель (В2) должен присутствовать на конвертной марке (В1) для отправки почтового отправления и почтовая марка (В1) по дорогой цене невыгодна отправителю.

Марка должна быть дорогой, чтобы письмо дошло до адресата, и должна быть дешевой, чтобы не тратить много денег на переписку.

ИКР: почтовая марка (В1) САМА снижает цену отправки письма. Где брать почтовую марку по низкой цене?

Используя ресурсное мышление, анализируем существующую систему и определяем существующие ВПР: сам конверт и наклеенная почтовая марка (за которую уже заплатил отправитель).

То есть, марку можно/нужно использовать несколько раз, что снизит стоимость переписки.

Примечание смекалиста: На почте на каждую марку, наклеенную на конверт, ставили для гашения специальный штамп, чтобы марку нельзя было использовать повторно.

Гашеная марка

Возникает вторичная задача: как использовать почтовую марку неоднократно и повторно?

Противоречие выглядит следующим образом: Марка должна нести на себе штамп, чтобы письмо считалось оплаченным и могло дойти до адресата, и не должна нести штамп, чтобы ее можно было использовать повторно.

Воспользуемся приемом разделения между системой и надсистемой. Объединим марку с каким-либо ресурсным элементом, который возьмет на себя штамп и будет вместе со штампом легко отделим от марки.

Такой ресурс в то время был на столе у каждого – карандашный или канцелярский клей. Если его нанести на марку тонким слоем, он абсолютно прозрачен и незаметен (стандарт 1.2.1. СС-76).

Расчет был следующий: на почте почтовый работник почтовую марку погасит и поставит штамп, якобы на марку, а на саму деле — на слой клея. Адресат данного письма может приложить к конверту с маркой лист бумаги и осторожно прогладить утюгом. Клей вместе со штампом останется на листе. А марку можете наклеить на другой конверт и посылать письмо обратно.

Примечание: Инструкция по снятию и вторичному использованию погашенной «рабочей» марки была оперативно доведена до участников С Т-Ш

Выводы. Таким способом дорогостоящая почтовая марка пересекала госграницу с ближним зарубежьем несколько раз, становясь, таким образом, гуляющей почтовой маркой.

Контакты автора:

Вячеслав Ефремов

E-mail: vyefrem@mail.ru ,

Skype: slava31031,

Тел.: +7-906-156-4444,

URL: http://vyefremov.ru/

Получение навыка применения остальных методов и приемов ТРИЗ в моей авторской программе «ВОСХОЖДЕНИЕ К ИННОВАЦИЯМ»..

Запрос на семинар-тренинг «Восхождение к инновациям» направляйте через раздел «Контакты»

Сделайте свой выбор прямо сейчас!

         

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

the key technology of TRIZ © 2019 | Оставляя комментарий на сайте или используя форму обратной связи, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных.