©, В.И. Ефремов, Заречный (ЗАТО), 2018
Как неэффективно работает метод проб и ошибок?
Как системным подходом ТРИЗ находятся мало затратные решения?
Мы в жизни всегда сталкиваемся с открытыми задачами и, вводя САМИ ограничения в условия, решаем для себя перевести задачу в закрытую или начать решать открытую задачу. Чаще всего, люди, не умеющие решать задачи, переводят открытую задачу в закрытую и сталкиваются с определенными трудностями в поиске решений. Вот характерные примеры из жизни.
1.Традиционный подход.
«Метод проб одни убытки несёт!»
Ситуация 1. Подъем малолитражки (пример предоставлен Виссарионом Сибиряковым).
С высокого пирса в воду рухнула малолитражка. Её решили вытащить автокраном.
Рабочие зацепили стропами малолитражку и начали подъём.
Но, то ли, автокран был малой мощности, то ли, рабочие неправильно установили опоры автокрана, в воду, вместе с малолитражкой, рухнул с пирса автокран.
Ситуация усугубилась до парадокса.
Было решено пригнать более мощный автокран и поднять уже двух «утопленников».
Операция по подъёму началась по той же технологии. Малолитражку, под аплодисменты зрителей, наконец-то вытащили.
И всё бы было замечательно, если бы рабочие не совершили прежние ошибки в подъёме.
Более мощный автокран, вытаскивая первого спасателя, рухнул в воду, как и первый.
Теперь в воде оказались уже два автокрана. Для подъема пришлось вызывать третий автокран.
Подсчитайте, какие убытки принесла такая технология принятия решений. Какие ошибки были сделаны в подъёме техники?
Что можно было бы задействовать на первом этапе подъёма малолитражки?
Ситуация 2. Утопленники «Hitachi».
Известно, что в России есть три проблемы: дураки, дороги, деньги. Вопрос в том, как правильно расставить акценты: кто дурак, куда ушли деньги и что делать с такими дорогами?
Поздней осенью в Пензе под Арбековским путепроводом строители сооружали развязку для выезда на трассу с проспекта Строителей на проспект Победы. Срок сдачи нового покрытия поджимал: дорога должна быть сдана до декабря. Дорогу прокладывали на болотистой местности. Когда выкапывал приямок, чтобы выкачивать воду, тяжеловесный экскаватор «Hitachi» провалился в болото.
На спасение японца прислали другой экскаватор, но и тот последовал в болото.
Более легкий экскаватор удалось вытащить сразу, а вот с тяжеловесным «Hitachi» пришлось помучиться.
Чтобы вызволить японца из трясины, строители пытались осушать яму, окапывать экскаватор, настилать под траки бревна и несколько плит, много раз рвали трос. Машина поддалась только на четвертые сутки. Тяжеловеса вытащили, используя бульдозерную сцепку.
Подсчитайте убытки за 4 дня: расход солярки, стоимость утраченных бревен и ж/б плит, з/п рабочих, упущенную выгоду от простоя техники, оплату транспортной сцепки…
Как бы Вы поступили? Ваше предложение?
- Системный подход.
«ТРИЗ и ресурсный подход прибыль даёт!»
Анализ ситуации 1.
Используя системный подход, проанализируем, что можно готового задействовать в системе «Пирс», при подъёме затонувшей малолитражки без спецтехники. В ТРИЗ – это готовые системные ресурсы. Взгляните окружение пирса. Из чего он состоит? Эстакада причала и слип — наклонная береговая площадка для спуска судов на воду или подъёма из воды (см. на фото в правом нижнем углу).
Решение. Используя плавучие средства (понтоны) подтащить малолитражку к слипу и поднять на пирс, точно так же, как осуществляют подъем судов из воды.
Выражаю благодарность Виссариону Сибирякову за постановку задачи и поиск идеального решения с использованием готового ресурса — Слипа.
Анализ ситуации 2.
Ход поиска решения по ТРИЗ:
1) Поставить идеальный результат (в ТРИЗ это ИКР) по схеме: Объект САМ выполняет требуемую функцию.
ИКР: экскаватор САМ извлекает себя из трясины.
Примечание: Этого не может быть, но к этому надо стремиться.
2) Перечислить ресурсы (в ТРИЗ это ВПР – вещественно-полевые ресурсы) в зоне конфликта: экскаватор – гусеничный трак – трясина.
Примечание: В решении следует использовать только те ресурсы, которые имеются в Зоне Конфликта.
ВПР в зоне конфликта: трак гусеницы, двигатель, трясина и воздух.
3) Обратиться к информационному фонду ТРИЗ – это Указатели физических (УФЭ), геометрических (УГЭ), химических (УХЭ), биологических (УБЭ), математических (УМЭ) эффектов).
Примечание: УФЭ используются в технике, УГЭ связан с конструкцией, УХЭ – с веществами, УБЭ – с экологией, УМЭ – с IT технологиями.
4) Найти требуемую функцию для достижения ИКР.
В сводной таблице УФЭ есть функция – «Управление перемещением объекта» (как раз подходит к нашей ситуации). Дается рекомендация – использовать Закон Паскаля.
Примечание: Учебник «Физика 7 класса» — Закон Паскаля, согласно которому давление на поверхность жидкости, произведённое внешними силами, передаётся жидкостью одинаково во всех направлениях.
5) Принятое решение — использовать пневмодомкрат, который накачивается от двигателя экскаватора выхлопными газами (3-4 атмосферы вполне хватить), либо подогнать компрессор и накачать. Далее, пневмодомкратом приподнять экскаватор из пучины и тросами стащить на сухой участок.
Для справки: в местном МЧС (проверено мною) есть средство подъема увязшей техники – прорезиненный рукав, который может поднимать, даже, танк весом 41 т. Такой рукав легко подкладывают под траки и надувают воздухом, поднимая технику на 0,7 – 1,0 метр.
Данное решение было озвучено на семинаре по ТРИЗ А.В. Кудрявцева в Пензе 09.10.2013г. Ранее была опубликована статья:
В.И. Ефремов. В чем отличие открытых задач от закрытых?//Сайт «Идеальные решения», 03.01.2013 — https://www.trizland.ru/trizba/articles/2635/
Вывод: то, чему обучают в школе и вузе, специалистами забывается и не применяется в открытых жизненных задачах. Либо надо менять систему образования, либо надо обучать технологиям принятия решений, в частности, ТРИЗ.
Сравните два подхода и сделайте свои выводы.
Эксперты «Ключевые технологии ТРИЗ» проводят по заказу корпоративные тренинги по ТРИЗ.
В группу принимаются слушатели только со своей производственной задачей и, получив навыки методики, самостоятельно находят эффективные решения.
Мы передаем методики приносящие прибыль!