(с),В.И.Ефремов, Заречный (ЗАТО), 2019
Традиционно на тренингах по ТРИЗ критика МПиО демонстрируется схемой поиска решения, которую использовал автор ТРИЗ, Г. С. Альтшуллер, в своих монографиях.
Подобная подача МПиО, на мой взгляд, слабо мотивирует слушателей на алгоритмизацию в решении поставленной задачи. На своих тренингах по ТРИЗ использую наглядность пагубности перебора вариантов, давая слушателям самим познать процесс перебора, через задачу «Собери квадрат» (автор Сергей Ефремов).
Слушатели разбиваются на малые группы по 3-5 человек.
В начале, держа в руках линейку, слушателям раздаются 4 фрагмента, из которых следует, на время, собрать квадрат.
Обычно, в режиме соревнования, на сборку квадрата перебором вариантов уходит от 30 сек. до 1 мин. С этим справляются почти вся группа без особых затруднений.
Далее, к этим 4 фрагментам добавляется пятый элемент, маленький квадратик, и ставится задача «Собрать квадрат из 5 элементов» и тоже на время.
И вот тут начинается «тупик». Многие начинают хитрить и на ранее собранный квадрат накладывают сверху маленький квадратик.
Время на сборку увеличивается, до 5-10 минут, идет хаотичный перебор вариантов, но все части не поддаются уложить в больший квадрат. Таким образом, слушатели наглядно убеждаются в пагубности МПиО.
Ведущий тренер торопит слушателей, озвучивая время «сборки». Группы хаотично перебором вариантов пытаются достичь результата.
В итоге делается разбор решения задачи:
- В чем трудность второй сборки?
- Вы каким методом работаете, МПиО?
- Для чего держу в руках линейку?
- Как алгоритмизировать сборку?
Пример сборки квадрата с семинара для конструкторов ПАО «Туполев» (15.01.2019, Москва)
Контрольный ответ, который дается слушателям:
Был вначале квадрат с площадью — S1 и стороной L1.
Добавился еще квадрат с площадью — S2.
Должен быть большой квадрат — S3=S1+S2.
Из S3 можно вычислить сторону — L3.
Измерив L1 можно быстро собрать подбором длины нужную сторону L3.
Сравните МПиО и Алгоритм сборки. Что быстрее и лучше?
Эффект: за все время показа игры на своих многочисленных семинарах, только однажды, школьник 7 класса вышел на контрольный ответ. Почему? Потому, что он познал математику и владеет навыком вычисления стороны квадрата.
Выводы: после такого показа и разбора слушатели наглядно видят пагубность МПиО и ценность решения задач по алгоритмам и правилам ТРИЗ.
Используйте данный подход в своих тренингах и слушатели к вам потянутся для познания ТРИЗ, исключив из практики МПиО!