Летопись ТРИЗ.

Норильская Школа ТРИЗ.
©, Сост. В.И. Ефремов, 2020
Продолжение. Начало Летописи ТРИЗ смотрите в Части 1.

Этапы становления
с 1989 — ТРИЗ В ШКОЛЕ №23, 44, ГИМНАЗИЯХ № 1, 5, ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОМ ЛИЦЕЕ, ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМ И ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖАХ.






2016 — в школе № 23 открылся музей ТРИЗ «НАМ 25»


Лаборатория «Приходи сказка!»
с 1995 — лаборатория «Приходи сказка!» (руководитель лаборатории, Басова Татьяна Викторовна) открылась при Таймырском окружном институте усовершенствования учителей ТОИУУ г. Дудинка и при ОО «ТРИЗ – Норильск»







Результативность. Басова Татьяна Викторовна (помимо обычных классов, начала вести занятия в коррекционных классах)


1992 -2005 – Негосударственное Образовательное Учреждение школа «Благодать» г. Холмск

Основные направления использования ТРИЗ в НОУ:
- ТРИЗ для дошкольного возраста, в детских садах (элементы ТРИЗ в основной программе);
- ТРИЗ в школе (основной курс и практическое использование в программных предметах);
- ТРИЗ в инженерной деятельности.
Все учебные предметы ведутся через элементы ТРИЗ с 1 по 11 классы в течении всей учебы с применением ТРИЗ в выпускных работах. Преподаватели: М.Н. Шустерман (мастер ТРИЗ), А.Б. Фалалеева (директор НОУ, преподаватель русского языка и литературы).



2. Участие Школы ТРИЗ в работе МА ТРИЗ и РА ТРИЗ
- Участие в конференциях и съездах МА ТРИЗ. Тезисы выступлений опубликованы в материалах конференций;
- Команда учащихся ОО «ТРИЗ-Норильск» приняла активное участие в работе «ИКАРиады 2001», и ее представитель Костя Кравец был избран Сопрезидентом ИКАРиады, и «ИКАРиады 2007»;
- Школьники и детсадовцы Норильского промышленного района являются дипломантами всех конкурсов для школьников и студентов МА ТРИЗ и РА ТРИЗ;
- 26 членов ОО «ТРИЗ-Норильск» первыми в 2003 году откликнулись на объявление аттестации в МА ТРИЗ, и, на сегодня, 18 человек имеют аттестаты 1-го уровня, 6 человек имеют аттестаты 2-го уровня с начальными номерами Аттестационного реестра от 28.09.2003 года и 3 человека прошли аттестацию в 2004 году. (В настоящее время, часть из них проживает: 2 чел. в С-Петербурге, 2 чел. в Минводах, 1 чел. в Красноярске, 1 чел. в Новосибирске, 1 чел. в Москве)
- Во время своего существования ОО «ТРИЗ-Норильск» поддерживает тесные связи с различными тризовскими организациями, например, по просьбе Валентины Николаевны Журавлевой часть аттестованных специалистов присылали ей в 2003 году справки о применении ТРИЗ в их организациях на работе.
3. Научные работы, созданные с использованием ТРИЗ
- Созданы программы по изучению и применению элементов ТРИЗ в детских садах, школах и колледжах.
4. Публикации в центральной прессе о работе ОО «ТРИЗ – Норильск» в газетах и журналах:
- «Правда», 28 марта 1988г.
- «Семья», № 9 1989г.
- «Известия», №192 1989г.
- «Экономическая газета», № 46 ноябрь 1989г.
- «Огонек» № 3 1991г.
- «Учительская газета» № 7 февраль 1991г.
5. Список изданий книг и сборников по ТРИЗ
- Шустерман М.Н Игра-пособие для развития творческого воображения «Маленькие человечки» — М.: МП «Пресня-Полиграф» -1991г. – 38 с.
- Шустерман З.Г. Новые приключения Колобка, или Наука думать для больших и маленьких. — М.: Педагогика-Пресс, 1993. — 256 с.
- Шустерман М.Н., Шустерман З.Г., Вдовина В.В. Поваренная книга воспитателя. – Норильск: Филиал Таймыр. Институт усовершенствования учителей, 1994.-52 с
- Шустерман М.Н., Шустерман З.Г. Новые приключения колобка, или наука думать для больших и маленьких. – Норильск: Филиал Таймырского института усовершенствования учителей, 1995 –52 с.
- Шустерман М.Н., Шустерман З.Г. Как попасть в сказку – М.: Просвещение: Владос, 1995 г. –160 с.
- Закалистов П.И. Поваренная книга Колобка – Филиал Таймырского института усовершенствования учителей. – Норильск, 1995. –48 с.
- Шустерман З.Г., Шустерман М.Н. Новые похождения Колобка, или Наука думать для больших и маленьких. — М.: Генезис, 2002.- 384 с.
- Шустерман М.Н., Шустерман З.Г. Думаем, изобретаем, открываем мир. – М.: Просвещение. Учеб. лит. – 1996. – 216 с.
- Шустерман М.Н Материалы авторских и всесоюзных семинаров по развитию мышления и методов решения изобретательских задач. Рукописи. 1985 – 2001 г.г.
- М.Н.Шустерман, Н.В.Фищенко. – Норильск: Центр развития образования г. Норильска. — М., 1998. – 81 с.
- Фантастика и реальность. Вып.3. /Г.Альтов, М.Н.Шустерман, Е.А.Попко, И.Е.Каулина. – Норильск: Центр развития образования г. Норильска. — М., 1999. – 85 с.
- Басова Т.В. У школьных дисграфиков есть право выбора. — Красноярск. Изд. «Семицвет»-2009.-94 с.
- Попко Е.А. Технология творчества в обучении дошкольников: методические рекомендации-Норильск: Изд. КГОУ ДПО «Норильский институт повышения квалификации», 2008.-74 с.
- Попко Е.А. 1001 идея интересного занятия с детьми. Авторский сборник методических разработок «Дошкольное образование». Выпуск 1. — М. ООО «Образ-Центр»,2014. — 100 с.
- Попко Е.А. 1001 идея интересного занятия с детьми. Авторский сборник методических разработок «Дошкольное образование». Выпуск 2.-М. ООО «Образ-Центр»,2014. — 100 с.
- Попко Е.А. Дополнительная общеобразовательная программа. «Технология творчества — ТРИЗ для дошкольников».- Норильск, 2017.-160 с.
- Попко Е.А.ИГРАЕМ-ИЗОБРЕТАЕМ. Рабочая тетрадь по программе«Технология творчества — ТРИЗ для дошкольников».- Норильск, 2017.-51 с.
- Марфидина В.А., Хархан Г.В., Шевченко Г.И. Методы развития творческого мышления. Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов. ТРИЗ в детском саду.- Норильск. 1993.-144 с.
- Фантастика и реальность. Вып.1. /Г.Альтов, М.Н.Шустерман.– Норильск: Центр развития образования г. Норильска. — М., 1996. – 52 с.
- Фантастика и реальность. Вып.2. /Г.Альтов, М.Н.Шустерман. – Норильск: Центр развития образования г. Норильска. — М., 1997. – 76 с.
Фантастика и реальность. Вып.4. /Г.Альтов, А.М.Шустерман, В.Г.Мурашкевич.






6. За прошедшие годы, на период 2017, года «Школа ТРИЗ» выпустила:
- 1679 учеников, освоивших ТРИЗ по программе в 40 часов
- 200 студентов, освоивших ТРИЗ по программе в 40 часов
- 4026 воспитателей, освоивших ТРИЗ по программе в 40 часов
- 944 учителя, освоивших ТРИЗ по программе в 40 часов
- 648 инженеров, освоивших ТРИЗ по программе в 40 часов
- 24 учеников, освоивших ТРИЗ по программе в 80 часов
- 340 воспитателей, освоивших ТРИЗ по программе в 80 часов
- 35 учителей, освоивших ТРИЗ по программе в 80 часов
- 50 инженеров, освоивших ТРИЗ по программе в 80 часов
- 15 учеников, освоивших ТРИЗ по программе в 120 часов
- 15 воспитателей, освоивших ТРИЗ по программе в 120 часов
- 30 воспитателей, освоивших ТРИЗ по программе в 160 часов
- 30 учителей, освоивших ТРИЗ по программе в 160 часов
6. Руководитель Школы ТРИЗ — ОО «ТРИЗ-Норильск», Мастер ТРИЗ. МИХАИЛ НАУМОВИЧ ШУСТЕРМАН.




Михаил постоянно в поиске к самосовершенствованию. Весной 2019, пройдя переподготовку, к своему заслуженному статусу, Мастер ТРИЗ, переаттестовался на звание ТОУ «ТРИЗ».



Михаил после аттестации прошел переподготовку по психологии у Рады Михайловны Грановской, доктора психологических наук.


Послесловие. С Михаилом мы впервые познакомились на месячном семинаре в Ярославле в 1983 г. у Г.С. Альтшуллера и И.Б. Бухмана. С той поры мы постоянно поддерживаем дружественные контакты, обмениваемся своими наработками и практиками. Михаил в ноябре 1991 года пригласил меня в Норильск для проведения семинара по РТВ, собрав воспитателей детских садов и учителей начальной школы из городов СНГ, сказка «XXI века».
Михаил, воспитанник Школы Альтшуллера, мастер ТРИЗ первой волны. Первопроходец внедрения ТРИЗ в детские сады. В 2019 он спонсировал выход бумажной версии книги «Сборник военных задач. Методическое пособие для педагогов ТРИЗ и родителей», выступая в роли Редактора и финансового спонсора.
В МБУ ДО «СЮТ» со школьниками Михаил разрабатывает, используя методику ТРИЗ, проект «Дом», тем самым формируя Инженеров будущего XXI века — ГИПов.
Желаю Михаилу, в его деятельности, здоровья, творческого долголетия и завершения в МБУ ДО «СЮТ» проекта «ДОМ».
