1.Краткое описание проблемы, или Как решать педагогические задачи?
В статье Ефремов В.И. предельно сжато показывает, как ставить, выявлять и решать педагогические изобретательские задачи не методом проб и ошибок, а с помощью некоторых сильных инструментов ТРИЗ-педагогики [2, 8].
2.Степень актуальности, или Как применять ТРИЗ-инструменты?
Актуальность практического овладения ТРИЗ-приёмами при решении открытых педагогических задач учителями и администраторами образовательных учреждений, родителями учащихся и школьниками не вызывает сомнения. Ведь в учебно-воспитательный процесс вовлечены не только дети и педагоги. Изучение и применение инструментария ТРИЗ-педагогики увеличит возможность качественно и быстро не только рассматривать, но и решать сложные проблемные педагогические ситуации [2, 8].
3.Значимые аспекты, или ТРИЗ-алгоритм поиска решений.
Автор справедливо отмечает современное понимание не только педагогической задачи, но и называет их виды, опираясь на литературные источники. Автор демонстрирует высокий уровень знаний в области ТРИЗ-педагогики. На конкретных примерах доказывает возможность решения педагогических задач следующими инструментами: вепольным анализом, адаптированным к жизненным ситуациям, умением видеть заранее решение − ИКР – идеальный конечный результат, искать и находить ресурсы, приводящие не к одному решению, а к их различному многообразию, формулировать физическое противоречие и разрешать его с помощью ТРИЗ-приёмов.
ТРИЗ-алгоритм поиска решений помогает при решении не только изобретательских социальных задач, но и технических, экономических, художественных задач. С помощью ТРИЗ-подхода автором решены реальные технические и бизнес-задачи.
Автор обращает внимание на то, что современные IT-технологии могут повысить интерес учащихся к физической культуре и снизить травмоопасность во время подвижных игр.
4.Доступность изложения материала статьи, или Необходима ли нравственность?
Автор достаточно ясно раскрывает не только методологическую цель по отношению к поиску решений, но умело формулирует и нравственную проблему: как поступать родителям при пренебрежении педагогами к функциональным обязанностям?
Адекватно подобраны схемы и рисунки при кратком изложении элементов ТРИЗ-технологии.
5.Выводы, или Имеются ли резервы исследования?
Статья Ефремова В.И. «Практика решения педагогических задач» (2016) соответствует элементарным требованиям, предъявляемым к подобным работам: ставятся, выявляются и решаются педагогические задачи с помощью инструментов ТРИЗ-педагогики.
Проблематика статьи представляет интерес не только для учителей и администраторов образовательных учреждений, но для родителей учащихся и школьников.
Автор высказывает важное мнение, что ТРИЗ даёт обязательные «мыслительные» компетенции, в частности, умение анализировать и строить сложные модели при решении педагогических задач. В статье рассмотрены основные стороны применения ТРИЗ-технологии, изложенные доступным языком. Изучение и применение инструментария ТРИЗ-педагогики увеличит возможность качественно и
быстро решать сложные проблемные педагогические ситуации, в которые вовлечены все представители педагогического сообщества. Статья компактна и структурирована, обоснована и цельна, а также имеет резервы дальнейшего научного исследования [2, 8].
6.Рекомендации, или Что делать дальше?
Данная статья может быть рекомендована к публикации в том виде, в котором она изложена.
Автору предлагается в будущем расширять и углублять тематику разработки по некоторым параметрам [5, с. 75-76], ответив на предлагаемые вопросы, а именно:
6.1.Где искать педагогические задачи? Только ли из дидактической литературы? Только ли из реальной жизни? Можно ли будет синтезировать новые педагогические задачи изобретательского типа с учётом следующих к ним требований: достаточность условия, корректность вопроса и наличие противоречия [4]?
6.2.Существуют ли [5, с. 77-83] исследовательские, конструкторские, прогнозные задачи при разборе педагогических ситуаций? Встречаются ли педагогические задачи с достраиваемым условием? Какие для них будут алгоритмы поиска решений [7]? Как эти задачи будут формулироваться?
6.3.Можно ли «вытягивать» из дидактической информации и формулировать открытые педагогические задачи с помощью приёмов сочинения творческих задач [3]? Возможно ли выявление других приёмов?
6.4.Каковы могут быть и/или не быть типовые ошибки синтеза творческих задач открытого типа и приёмы устранения ошибок [1] при решении педагогических ситуаций?
6.5.Каковы критерии оценивания качества [11, 12] педагогических решений?
6.6.Имеются ли среди педагогических проблем задачи закрытого или только открытого типа [10]?
6.7.В какой степени вписываются и/или не вписываются 17 шагов алгоритма синтеза творческих задач [9] по отношению к педагогическим и социальным задачам [6]?
6.8.Как будут звучать правила вепольного анализа, применительно к педагогическим задачам? Чем будут отличаться стандарты решения педагогических задач от известных «железных»? От художественных стандартов?
7.Использованная литература:
1.Альтшуллер Г., Злотин Б. и др. Поиск новых идей: от озарения к технологии. – Кишинёв: Картя Молдовеняскэ. – 1989, — С. 368-371.
2.Викентьев И.Л. Методика оценки методик: контрольные вопросы для оценки методик в области менеджмента, маркетинга, рекламы и PR (версия 1.2) // www.triz-chance.ru: сайт консалтинговой компании «ТРИЗ-ШАНС». 2002. URL: http://www.triz-chance.ru/estimation_techniques.html (дата обращения: 12.06.2016).
3.Гин А.А. Вот проблема: где искать проблемы? Несколько приёмов сочинения творческих задач // www.trizway.com: сайт ЛОТ — Лаборатория Образовательных Технологий «Образование для Новой Эры». 2015. URL: https://www.trizway.com/art/practical/46.html (дата обращения: 12.06.2016).
4.Гин А.А. О творческих учебных задачах // http://www.trizway.com: сайт ОТСМ-ТРИЗ технологий (общая теория сильного мышления — теория решения изобретательских задач). 1993-1996. URL: http://www.trizminsk.org/e/234001.htm (дата обращения: 12.06.2016).
5.Гин А.А. Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителей. – Гомель, 1999.
6.Гин А.А. Социальные задачи // www.trizway.com: сайт ЛОТ — Лаборатория Образовательных Технологий «Образование для Новой Эры». 2015. URL: https://www.trizway.com/art/opentask/513.html (дата обращения: 12.06.2016).
7.Кавтрев А.Ф. Простой алгоритм составления задач самостоятельно // www.trizway.com: сайт ЛОТ — Лаборатория Образовательных Технологий «Образование для Новой Эры». 2012. URL: https://www.trizway.com/art/opentask/381.html (дата обращения: 12.06.2016).
8.Модестов С.Ю. Доклад о докладе // www.triz-chance.ru: сайт консалтинговой компании «ТРИЗ-ШАНС». 2004. URL: http://www.triz-chance.ru/lecture_check_list.html (дата обращения: 12.06.2016).
9.Мурашковский Ю.С. Алгоритм синтеза творческих задач // www.trizway.com: сайт ЛОТ — Лаборатория Образовательных Технологий «Образование для Новой Эры». 2007. URL: https://www.trizway.com/art/opentask/5.html (дата обращения: 12.06.2016).
10.Отличия открытых задач от традиционных. Мнение педагогов Бауманского лицея, г. Йошкар-Ола // www.trizway.com: сайт ЛОТ — Лаборатория Образовательных Технологий «Образование для Новой Эры». 2014. URL: https://www.trizway.com/art/opentask/504.html (дата обращения: 12.06.2016).
11.Флореску Р.С. Изобразительное изобретение по правилам? Часть первая. – Бэлць: Primexcom, 2004, 2005. — 100 с.
12.Флореску Р.С. Оценивание художественных идей на занятиях изобразительного искусства // www.florescu.ucoz.ru: сайт ТРИЗОТВОРЧЕСТВО. ТРИЗ-Мастерская Флореску Романа (ТРИЗ в художественных и других системах). 2011. URL: http://florescu.ucoz.ru/load/r_s_floresku_ocenivanie_khudozhestvennykh_idej_na_zanjatijakh_izobrazitelnogo_iskusstva_belcy_moldova_2011/1-1-0-12 (дата обращения: 12.06.2016).
© ФЛОРЕСКУ РОМАН СТЕФАНОВИЧ,
разработчик ТРИЗ в искусстве и дидактике,
художник-педагог высшей категории,
искусствовед Союза художников Республики Молдова,
директор гимназии № 2, г. Бельцы, 2016
E—mail: florescu@mail.ru
URL: www.florescu.ucoz.ru