© Ефремов В.И., Заречный (ЗАТО), 2019 г.
Бизнес без рекламы, как дитя без мамы!
Приемы ТРИЗ в рекламе.
В ТРИЗ разработаны 40 изобретательских приемов для Матрицы-40 Г. С. Альтшуллера, которые смело можно использовать в рекламных технологиях. Поясним рекламными примерами, используя номера и суть приёма из Матрицы-40.
Приём 5. Принцип объединения:
а) Соединить однородные или предназначенные для смежных операций объекты.
б) Объединить во времени однородные или смежные операции.
Пояснение: Этикетка, нанесенная на бутылку, при выкладки товара на торговую полку, смотрится более выразительней, чем на отдельно взятой бутылке, формирую рекламный бренд производителя.
Приём 17. Принцип перехода в другое измерение:
б) Использовать многоэтажную компоновку объектов вместо одноэтажной.
Пояснение: Рекламный постер размещен в двух уровнях – на стене и полу, чем, зрительно, привлекает внимание потребителей.
Приём 22. Принцип «обратить» вред в пользу:
в) Усилить вредный фактор до такой степени, чтобы он перестал быть вредным.
Пояснение: Испорченные бананы выложены на продажу в упаковке, на которой дана рецептура изготовления банановой муки.
Приём 30. Использование гибких оболочек и тонких пленок:
а) Вместо обычных конструкций использовать гибкие оболочки и тонкие пленки.
Пояснение: Текст, на резиновой рекламной визитке, проявляется, только, при растяжении руками пользователя.
Изобретательские приёмы в практике рекламиста.
Ситуация 1. Нейминг.
Ко мне обратился предприниматель с заказом услуг по регистрации в ФИПС и Роспатенте своей торговой марки «Алмаз». Под этим его брендом уже работала региональная торговая сеть и развлекательный центр. Логотип был уже разработан, наружные вывески и другие рекламные носители размещены. Что-то менять в название у предпринимателя желания не было, т.к. имидж компании был устойчивый и положительный. Оставалось только получить патент на торговую марку.
Проведя патентные исследования, выяснил, что такое название уже зарегистрировано и, в случае подачи заявки, предприниматель имел бы гарантированный отказ.
Решение. Проанализировав создавшуюся ситуацию, в памяти, из Матрицы-40, всплыли «Приём 2. «Принцип вынесения» (отделить от объекта мешающуюся часть или, наоборот, выделить единственно нужную часть) и ресурсный подход.
Данные инструменты и были задействованы, а именно — полиграфические и пространственные ресурсы. Мы сохранили прежний, узнаваемый потребителями логотип, соединив его в новом название «Алмаз удачи». ФИПС и Роспатент претензий к заявке на регистрацию торговой марки не предъявил и принял к рассмотрению. В последствие, предприниматель, оплатив все пошлины, получил долгожданный патент, защитив свое дело от конкурентов и фальсификата.
Ситуация 2. Рекламный буклет всегда на виду.
Рекламный буклет выполняет огромное количество функций: информирует о продукции, привлекает внимание, является носителями элементов фирменного стиля и многих других. Гораздо интереснее держать в руках гармошку или дельтообразную фигуру, чем привычный лист формата А4. По правилам буклеты печатаются с двух сторон, на одном листе и складываются любым способом. Традиционно буклет имеет две фальцовки (загиба) в сложении по длинной стороне. Как правило, такой буклет «теряется» по форме в кипе аналогичных собратьев, невзирая на красочность и цветность.
У рекламиста встает задача, как оригинально изготовить буклет, чтобы он всегда был на виду у потенциального клиента и не терялся в кипе себе подобных?
Решение. Среди простых приёмов ТРИЗ есть приём «Увеличение».
Для его применения, в сочетании с ресурсным подходом, следует проанализировать, что есть в качестве ресурсов у обычного листа А4. Бесспорно это форма, как ресурс вещества и фальцовка (энергетический ресурс), а также эволюционные ресурсы дизайнера к оригинальности исполнения. Что получилось, судите сами.
Такая форма буклета будет всегда на виду, выделяясь своими габаритами. И всё, за счет приёма и ресурсов обычного листа.
Примечание: для закрепления своих авторских прав в буклете задействовал свой сертификат по рекламе.
Композиционно-графические приёмы.
Иллюстрация всегда привлекает большего внимания, чем чисто текстовое рекламное обращение. Иллюстрация более достоверна, лучше запоминается, вызывает повышенный интерес к рекламируемому товару/услуге. Кроме 40 изобретательских приемов Матрицы-40, существуют специфические рекламные приемы, отработанные рекламными технологиями. Наш рассказ именно о них, основных.
Приём 1. Результат.
Данный приём используется для прямого взаимодействие товара/услуги на потребителя.
А) Товар/Услуга показывается в действии с товарным знаком, узнаваемой деталью, имеющими у Клиента положительными стереотипами.
Б) Товар/Услуга изображаются по схеме сравнения:
Б-1. «БЫЛО — СТАЛО»
Б-2. «У них – У НАС (ВАС)»
Б-3. «Там у конкурентов – Здесь у Нас»
Б-4. «Краткое и веское объяснение причин своих преимуществ»
Б-5. «Эффект перенесения уникального на передний план».
Приём 2. Точка зрения.
Используется в качестве активной психологической мотивации на приобретение товара/услуги.
А) Товар/Услуга подкрепляется изображением активного победителя-Героя, которому хочется подражать, быть рядом. Для увеличения активности Герой выходит за рамки рекламируемого Товара (например, из монитора «выходят» животные, корабли и т.п.).
Б) Клиент графикой подставляется в позицию Хозяина, активного деятеля.
В) Клиент ставится в позицию «подключения» к уже начатому действию или должен остановить его (например, слизнуть, выпить, убрать, стереть и т.п.).
Г) Результат действия Товара дается на фоне, формирующем у Клиента определенный настрой (например, элементы природного ландшафта).
Д) Внимание клиента привлекается животными.
Е) Внимание клиента привлекается красивым человеком, как правило, это женская фигура.
Приём 3. Симметрия.
Используется для более активного привлечения внимания к товару/услуге, как зеркальное отражение однотипных элементов, точное соответствие одной части изображения другой.
Используется в рекламе, когда необходимо создать ассоциативную связь с чувством благополучия, респектабельности, надежности и консерватизма.
Приём 4. Асимметрия – нарушение формального равновесия в композиции или неформально сбалансированная композиция.
Является менее жесткой структурой и, с точки зрения восприятия, представляется более увлекательной, свежей, динамичной и содержит в себе больше выразительных возможностей и свободы.
Приём 5. Равновесие – состояние формы, при которой все элементы между собой сбалансированы и устойчивы композиционно.
Равновесие достигается за счет расположения элементов различной величины, формы и плотности на разном удалении от оптического центра по аналогии с качелями, где тяжелый предмет уравновешивается легким, но более удаленным от оси.
Приём 6. Ритм – основан на особенности зрительского восприятия – движении глаз в направлении количественных или качественных изменений какого-либо ряда.
Помогает передать стройность и непрерывность движения. В одной композиции может быть несколько ритмов.
Приём 7. Статика – подчеркнутое выражение состояния покоя, незыблемости, устойчивости композиции во всем ее строе, в геометрической основе.
Выражается в равных спокойных движениях линий и масс, четких линий композиции по вертикали и горизонтали. Используется для рациональной, четкой и информативной рекламы, а также для создания спокойствия и уравновешенности.
Приём 8. Динамика – выражается в резкой смене направлений движения масс, расположения по диагоналям, спиралям, в зигзагообразном движении.
Наиболее эффективно для привлечения внимания, для показа предметов в необычном состоянии, ракурсе или среде, для обострения внутренней коллизии. Динамика требует наибольшего мастерства и вкуса дизайнера.
Примечание:
- Необходимо сильный текст усиливать с помощью графики. Для достижения эффекта рекламы задействуют ресурсы системы:
- визуальные впечатления;
- гармония и контрасты;
- нарастание напряжения;
- пропорции и размещение;
- шрифты и образ;
- цвет и поверхность и т. д.
2. Главным правилом оформления текстово-графической рекламы является золотое сечение, которое соблюдается повсюду в окружающем мире. То есть при делении прямой меньший отрезок относится к большему так, как больший отрезок ко всей длине. В цифрах это соотношение выглядит так: 3 к 5 или 5 к 8; 8 к 13 или 13 к 21; 21 к 34 или 34 к 55 и т. д.
a/b=(a+b)/a
Принцип «золотого сечения» — это хорошее средство против монотонности. Этот принцип очень близок к пропорциям человеческого тела: данным пропорциям соответствуют расстояния от пальцев ног до пупка, от пупка до темени и от темени до кончиков пальцев распростертых рук.
Если, например, разделить формат А4 ровно посередине, то такое деление производит впечатление монотонности. Если линия раздела проходит в пропорции 3 к 5, то это оживляет рекламу на листе. Если же плоскость раздела проходит в соотношении 3 к 5 к 8, то рекламная листовка смотрится еще более интересно.
Данное соотношение может быть преобразовано как 3 к 8 к 5, что также создает интерес к восприятию. В верхней части (3) помещается слоган (заголовок), в средней (8) – иллюстрации (графика), в нижней части (5) – текст. Аналогичное деление листа относится и к вертикальной полосе.
Источник информации используемых рекламных образцов:
http://refleader.ru/jgeqasqaspolmer.html
http://infogra.ru/design/podborka-logotipov-izvestny-h-kompanij-v-stile-by-lo-stalo
http://rekportal.ru/specialproject/overview/ufas/
http://blizz-ak.livejournal.com/536644.html?thread=2200388
http://russiatrek.org/blog/art/propaganda-posters-of-soviet-space-program-part-2/
http://www.shopolog.ru/news/kak-hyundai-i-ford-otvetili-na-ne-vesty-avtovaza/
http://www.mobile-review.com/adv/2004/november-poster.shtml
http://promoatlas.ru/kak-sdelat-reklamnyiy-plakat/
http://ra-salgir.ru/poligrafiya-vizitki-crim-simferopol/p-plakaty
http://www.metroreklama.ru/vam/prvam/prv_a.php?id_imbd=10272
http://www.etoday.ru/2010/08/videokonkurs-bodryashhij-epizod.php
http://wallpaper-yaport.ru/computer/oboinwcbu.html
https://www.buro247.ru/culture/cinema/the-zoolander-2-movie-posters-are-here.html
http://vm.ru/news/2015/10/01/stolichnoe-pivo-150-let-uspeha-298936.html
http://world-bar.livejournal.com/253177.html
http://www.euro-market.in.ua/ru-335777u/eshop/4-1-prodykty-sladosti-kofe/9-2-alkogol
http://www.ivi.ru/watch/136743
http://ribalych.ru/2014/02/15/kollekciya-reklamnyx-posterov/
https://www.babyblog.ru/community/post/books/1691001
http://www.facepla.net/content-info/photo-mnu/3082-social-ad.html
http://live4fun.ru/joke/223348
http://www.liveinternet.ru/tags/%EF%F0%E8%EA%EE%EB%FC%ED%E0%FF+%F0%E5%EA%EB%E0%EC%E0/
http://www.liveinternet.ru/users/liudvas/rubric/2350589/
http://www.adme.ua/itogi-goda-2012/6-luchshih-printov-ukrainy-2012-115905/
http://smotra.ru/users/yellow8888/blog/173889/
http://www.facepla.net/the-news/nature-news-mnu/42-info-spn/pictures-info/3659-eco-reload.html
http://avto-dny.ru/avtonovosti/lada/27109-lada-xray-i-vesta-v-reklame-vernis-k-svoim-lada.html
http://www.bmwpeople.ru/forum/showthread.php?t=1947
http://l.120-bal.ru/matematika/29566/index.html
Выводы:
- Приступая к разработке рекламного носителя, взгляните на изобретательские приёмы ТРИЗ.
- При поиске решений вначале проанализируйте готовые ресурсы рассматриваемой системы и используйте их в готовом или преобразованном виде.
Контакты автора:
Вячеслав Ефремов
E-mail: vyefrem@mail.ru ,
Skype: slava31031,
Тел.: +7-906-156-4444,
URL: https://trizkey.ru/
Запрос на семинар-тренинг «Креативная реклама в маркетинге» направляйте через раздел «Контакты»
Сделайте свой выбор прямо сейчас