Кубики МЧ

В курсе РТВ ТРИЗ существует и широко применяется ряд методов моделирования, один из которых – Моделирование Маленькими Человечками (Метод ММЧ). На основе этого метода в Норильской школе ТРИЗ под руководством мастера ТРИЗ, Михаила Шустермана, школьники кружка РТВ СЮТ, Береснев Евгений и Чистяков Дмитрий, в 1986 году на заседании Художественного совета по товарам народного потребления Норильского комбината защитили разработанную дидактическую игру Кубики «Маленькие человечки».



Игра «Кубики МЧ» позволяет объяснить и смоделировать внутреннее строение предметов и веществ (камень – твердый), физическую сущность явлений и процессов, происходящих в живой и неживой природе (как из воды получается пар?).
В чем суть Метода ММЧ? Нужно представить, что все вещества, предметы, объекты, явления… состоят из множества маленьких человечков, причем живых и мыслящих. Они могут просто стоять, могут перемещаться или производить какое-то действие. Разные маленькие человечки по-разному ведут себя, у них разные характеры, подчиняются разным командам. Те, что образуют твердое вещество или предмет, крепко держатся за руки и, чтобы разъединить их, нужно приложить какое-то усилие. Человечки жидкого тела стоят рядом и слегка касаются друг друга плечами. Их связь непрочна и можно легко отделить одного или нескольких человечков (отлить немного воды из стакана). Газообразное вещество образуют человечки, которые бегают, прыгают, летают независимо друг от друга, лишь иногда сталкиваясь или задевая один другого.
Всех этих человечков авторы Кубиков МЧ изобразили в стилизованном виде на гранях кубика, каждый из них символизирует какое-то вещество. В первом комплекте Кубиков МЧ из лиственницы было 25 кубиков. К комплекту прилагалась инструкция по описанию и работе с кубиками.




На первом этапе игры нужно научить ребенка моделировать вещество и описывать его. Например, составлена модель твердого вещества, человечки крепко держат друг друга за руки. В реальной жизни это может быть камень, лед, кирпич, мел, линейка и т.д. Таким же образом обыгрываются жидкое и газообразное вещество. Интересен здесь прием загадки, когда один из играющих строит какую-то модель, а остальные пытаются угадать, что за модель построена.

Постепенно задания усложняются: построить модель аквариума, растения, супа, цветка в вазе, т.е. таких объектов, которые состоят не из одного вещества, а из двух, трех и более. Не принципиально важно, как строить модель: можно просто перечислять все, что есть в аквариуме, и ставить соответствующему этому состоянию человечка, а можно выложить стены аквариума (человечки твердого тела), внутри вода (человечки жидкости), камни, растения, ракушки, воздух и т.д. Все будет зависеть от подготовки и желания детей.
На следующем этапе строятся процессы, происходящие с веществом, и процессы взаимодействия между веществами. Например, если заменить одного человечка твердого тела на человечка жидкости, то это может быть процесс таяния льда или плавления железа. Для моделирования процессов взаимодействия необходимо ввести символы, обозначающие положительное взаимодействие – это в комплекте кубик « + », отрицательное – это кубик « — » и бездействие – это кубик « О ».
Построим модель кубика, лежащего на столе. Между кубиком и столом положительное взаимодействие. А если в нескольких сантиметрах от первого кубика положить еще один, то каково будет взаимодействие между ними?.В данном случае это бездействие, т.е. «О».
Теперь сами попробуйте построить модель льда, плавающего в воде.
После знакомства с маленькими человечками нетрудно ответить на вопросы. Почему лед зимой не тает? Потому что маленьким человечкам холодно и они жмутся друг к другу. Но вот солнышко стало греть сильнее, человечки согрелись, им стало тепло и они начали распрямляться, толкаться, перестали крепко держатьс за руки, а касались друг друга лишь плечами, локтями или пальцами. Лед из твердого состояния перешел в жидкое, получилась вода.
А солнце греет все сильнее и сильнее, человечкам становится все жарче и жарче. Они сначала отодвинулись друг от друга, а потом и совсем разбежались в разных направлениях. Вода исчезла, превратилась в пар.
Задание педагогам: Объясните ребенку с помощью Кубиков МЧ, что такое электрический ток. Форма любая: сказка, стихи, рассказ, мультфильм.

Подробно о работе с комплектом «Кубики МЧ» читайте в книге М.Н. и З.Г. Шустерман «Новейшиие приключения Колобка или Наука думать для больших и маленьких» Часть 2 – СПб, «Весь», 2015

Получение навыка применения остальных методов и приемов РТВ в ТРИЗ в моей авторской программе«ВОСХОЖДЕНИЕ К ИННОВАЦИЯМ».
Запрос на семинар-тренинг «Восхождение к инновациям» направляйте через раздел «Контакты»
Сделайте свой выбор прямо сейчас!