Эссе о принципах творческого воспитания.
Как формировать ответственность за свои решения и поступки? Что такое принцип запрета на «запрет»? Как формировать поисковую активность, тягу к самообразованию и разнообразию в изобретательской деятельности?
Совет родителям дает эксперт ТРИЗ
©,В.И.Ефремов, Заречный (ЗАТО), 2019
«Родители, Вы в ответе, какими вырастут Ваши дети!..»
(В. И. Ефремов)
I.Откровения эксперта ТРИЗ
Коллегам по ТРИЗ из Петрозаводска, на удивление сообщаю, что родился в пос. Хелюля под Сортавала, Карельской АССР в марте 1949 г.
Детство и юность прошли, с 1950 года, после переезда матери на свою родину, в г. Владимире, в педагогической семье (мать – воспитатель д/с №2, отец – физрук в средней школе №20). Все годы детства был под неусыпным родительским оком: в д/с определили к маме в группу, в среднею школу попал к отцу, а в летние каникулы, на все смены, меня вывозили в пионерский лагерь «Сосновый бор», располагаемый в 6 км. от г. Суздаль, на берегу реки «Нерль», в котором отец был директором лагеря, а мама – воспитателем отряда.
Мои комментарии и воспоминания о детских и юношеских годах.
- Формировать ответственность за свои решения и поступки.
Во Владимире, семья жила при школе в маленькой комнате 12 кв.м. Мать приносила домой свои, самостоятельно-сделанные, пособия по счету – вырезанные из картона морковь, грибы, огурцы, яблоки и др. Мне выдавались кисточка и гуашь с заданием раскрасить фигуры к определенному сроку.
Мой комментарий: этими заданиями мама, видимо, развивала во мне чувство к прекрасному и способности к рисованию, а также ответственность за выполнение порученных заданий.
- Принцип запрета на «Запрет».
Торец моей кровать примыкал к торцевой стенке лакированного шифанера. Помню, что на этой стенке ногтем выцараповал всевозможные рисунки, за которые отец порол меня офицерским кожаным ремнем 1941 года выпуска и однажды, этот ремень лопнул пополам от наказания. За это я его возненавидел и когда учился в школе №20, то на уроках физкультуры всегда «отлынивал».
Совет родителям: нельзя просто запрещать что-либо. Необходимо создать такие условия, при которых ребенок может выполнять желаемое без вреда себе и окружающим (простые запреты убивают поисковую активность, тягу к новому).
3. Деревенская хроника жизни.
Самые приятные воспоминания остались от проведенных детских лет в деревне Тарасово, места рождения моей матери. В деревне жил в доме у тети Оли и бабушки Анны, вместе с двоюродным братом, Володей, который был значительно старше меня и учился в 10 классе. В деревне было много родственников, к которым всегда можно было зайти в гости, здесь, всегда, тебя угостят и накормят. Один, родной, дядя был егерем в местном лесничестве. Именно, он привил мне любовь к диким животным, к растительности леса (с ним мне довелось тушить лесные пожары), другой дядя был конюхом колхозного табуна. Он обучал меня запрягать лошадь под седло и в телегу, а зимой – в сани. Вместе с ним довелось выгонять табун в ночное. В период сенокоса, в июне, обучился управлять гужевой сенокосилкой, научился формировать копны и скирды сена. Довелось поработать и помощником комбайнера и даже водителем мини-трактора «Владимирец», который выпускался во Владимире на «Тракторном заводе».
слева направо: брат Володя, ученик 10 класса (он ходил пешком в школу за 11 км.), тетя Оля, я (мне 4 года), моя бабушка Анна.
современный трактор «Владимирец» (снимок сделан в 2017 г. в Гостином Дворе, г. Москва).
С братом мы ходили на рыбалку. Научился на заливных лугах ловить рыбу руками — вьюнов и щурят, предварительно взмутив, лужицы. В речке «Бурцевка» ставили верши (плетеные корзинки) и ловили рыбу. Вместе с ним ходили в лес за грибами и ягодами. Всегда помогал бабушке по огороду с поливом и в борьбе с сорняками.
Мой комментарий: считаю, что свободная деревенская жизнь способствовала Формированию творческих качеств личности, при активном соучастии в деревенской жизни, а все мои родственники поощряли мое стремление к самостоятельной деятельности .
Совет родителям: учите ребенка свободно общаться со взрослыми любого возраста; стремитесь к возможности самостоятельного принятия решения самим ребенком — помогайте ребенку стать личностью; побуждайте ребенка находить проблемы и затем решать их; приучайте ребенка мыслить самостоятельно.
4. Формирование поисковой активности.
Помню, как с троюродным братом. Решили сделать самострел, в виде мушкета. В деревне любой металл всегда был в дефиците, но мы, все же, отыскали на свалке колхозной техники медную трубку, один конец расплющили и изогнули. Из соснового сучка сделали ложе, трубку прикрутили, сбоку сделали дырку и канавку. Все это отработали, почти, вручную, одним ножиком. Брат отправил меня к дяде егерю, у которого я выпросил пару патронов. Из них мы извлекли порох и пыжи с дробью. Все компоненты забили в ствол, мушкета-самострела и решили в лесу провести испытания, поджогом спичками пороха. Брат чиркнул спичку, прогремел выстрел, и, чуть пошатнувшись, он упал на землю. Ложе ствола осталось у него в руках, а медная трубка (Ствол), отдачей отлетела и царапнув, чуть-чуть не попала ему в висок. С той поры мы больше не занимались подобными экспериментами. Мой комментарий: Этот эпизод характеризует то, что мы, активизируя поисковую активность, научились работать и руками.
Совет родителям: формируйте у ребенка стремление к самостоятельной деятельности.
5. Самообразование и самовоспитание.
Зимой в деревне были другие забавы: катание с горок на финках и санках. В этот период у меня была, модная на тот период, кроличья черная шубка. Помню, как в этой шубе пришел за 3 км. в начальную школу, расположенную в соседней деревне Брызгуново, с просьбой принять меня в 1-й класс, так как все мои друзья были старше меня и, с 1 сентября уже, там учились. Учительница мне сказала: «Подрасти и приходи через год». И было мне в ее отказе, так обидно, до слез.
Слава Ефремов по дороге к Знаниям
Мой комментарий: Этот эпизод подтверждает мою тягу к образованию. Замечу, что обучаясь в начальных классах школы №20, я был, почти, отличником, по всем предметам, а даже припев к песне на английском языке до сих пор в памяти.
В 1964 году, при поступлении в Авиамеханический техникум (ныне колледж), мама своей рукой с каллиграфическим почерком сделала копию «Свидетельства об образовании», которое сохранилось до наших дней. Теперь, в целях воспитания, показываю его своим внукам.
В архиве у мамы много благодарностей от дирекции школы за мое хорошее воспитание (от 1957, 1958 и 1959 гг.).
В 1960 году, впервые, получил официальное поощрение за свою школьную «работу», за него благодарен своей маме, считая, что это ее заслуга за то, что помогла мне стать личностью.
6.Разнообразия в деятельности. Пионерское лето.
В пионерском лагере до 16 лет я был в привилегированном положении, так как. все лагерные смены был штатным горнистом. С распорядком дня я не был связан, связь была только с временем подачи сигнала горна: отход к дневному и ночному сну, сигналы на завтрак, на обед и на ужин, на утреннее и вечернее построение на линейку. Остальное время я был предоставлен сам себе, общался с персоналом и молодыми поварихами, катался по «Нерли» на весельной лодке (за мной она лично была закреплена). В лагере всегда водил дружбу с ребятами из старшего отряда. Часто они обращались ко мне с просьбами о помощи. Вот одна из них: в лагере работал медбратом, Рудольф (друг нашей семьи). Ребята попросили через меня, чтобы он выписал им освобождение от одного из мероприятия. Но Рудольф, даже мне, отказал в данной просьбе и тогда мы решили его проучить. Мною было проведено исследование, которое выявило, что Рудольф, после обеда, пред «тихим часом» берет на кухне чайник с какао и весь «тихий час» наслаждается этим напитком в своем медицинском кабинете, который располагался напротив корпуса старшего отряда. В пятницу договорился с баянистом, жителем Суздаля, чтобы он с выходных привез 6 пачек слабительного средства «Пургена» (белый порошок). Заполучив их, договорился с поварихами, чтобы они все всыпали в чайник Рудольфа с какао и подали мне сигнал о содеянном. И вот, получив от них сигнал, горном подал сигнал на «Тихий час» и прильнули с ребятами к окнам, наблюдая процесс. Замечу, что от мед.кабинета туалет находился в 30 метрах, на окраине лагерной территории. В первые минуты Рудольф делал 4-5 ходок в туалет, а через 30 минут, уже выбегал за угол мед.кабинета с тазиком в руках. Мои друзья были в восторге. А мне было жаль мучения Рудольфа. На следующей день, у меня с ним состоялся разговор, в котором я признался о содеянном и попросил у него извинения. Рудольф, в дальнейшем, после этого, все мои просьбы исполнял беспрепятственно.
Мой комментарий: в этом эпизоде у меня проявилась тяга к исследованию и самостоятельной выработке решения.
Совет родителям: учите детей во всем видеть хорошие и плохие стороны, приучайте ребенка мыслить самостоятельно.
7. Ответственность за свои решения и поступки. Первый поцелуй.
Возвращаемся отрядом из похода по Ивановской области в верховьях реки «Нерль», делаем перед лагерем последний привал. Из рюкзаков достаем остатки провианта и появляется пачка «Сливочного маргарина» (фасовка 150 гр.). Среди ребят завязался спор: кто съест эту пачку без хлеба и запивки? Среди всех я оказался самым отважным и поспорил с одной из девочки на поцелуй, что, если съем, то она при всех меня поцелует в губы. Это был мой первый поцелуй в жизни с девушкой, который мне очень понравился. С тех пор, Маргарин, любой марки, был вычеркнут из моего рациона питания, но, зато, я начал совершенствоваться в технике поцелуев.
8. Формирование изобретательского подхода.
К 15 годам у меня в лагере появилась индивидуальная туристическая двух местная палатка, которую я поставил на берегу «Нерли». Вечером, после отбоя ко сну, мама всегда приходила к палатке проверять, заснул я или нет. Пришлось что-то придумать, чтобы избавиться от контроля. Придумал способ, находясь снаружи, застегивать петли палатки изнутри, а сам, затаившись прятался спереди палатки. Мама подходила со словами: «Сынок, ты спишь?» и, видя застегнутую изнутри палатку, и услышав мой «храп» и голос: «Сплю, сплю!» уходила к себе в отряд. Я же, пригнувшись, спешил к молодым поварихам.
Мой комментарий: считаю, что пионерское лето сформировало у меня познавательные способности и навыки; изобретательский подход в поиске решений.
Совет родителям: не опекайте так активно своего ребенка, верьте в здравый смысл ребенка и доверяйте ему
9. Формирование поисковой активности. Сладкоежкин.
С детства был любителем сладкого. Тетя Оля, научила меня варить сахар. Если варить на молоке, то он получался желтого цвета, если на воде, то белого и можно, даже, сделать тянучки.
Помню, в юношеские годы, я очень любил конфеты «Школьные».
Зная это, моя мама иногда баловала меня ими, но выдавала на день только по 1-2 штуки. Остальные конфеты она всегда прятала в потаенные места. При этом количество конфет, в спрятанном ею пакете, было всегда подсчитано и записано на пакете. Пакеты с конфетами всегда ежедневно меняли свою «дислокацию». Мама решала одну задачу, а мне приходилось решать обратную, открытую задачу.
Придя из школы, домой (практически всю неделю был предоставлен сам себе, т.к. родители весь день были на работе) я первым делом задавался вопросом: «Где спрятан пакет с любимыми конфетами?». Перерывал, в доме все вверх дном…И вот, миг удачи, заветный пакет найден! Что дальше? На пакете записано число содержащихся в нем конфет. Если число исправить на меньшее, то это сразу будет обнаружено и последует наказание. Если поменять пакет с новой записью, то тебя уличат в подлоге, определив запись по почерку. Как быть и что делать?
Желание насладиться сладостями будоражили мозг в поиске правильного и верного решения. И тут уже не помогают школьные знания. Нужны какие-то другие подходы в решении. И они мною были найдены – это копия конфеты. Конфеты, в больших количествах, изымались из пакетов, естественно мигом съедались, а в обертку заворачивался муляж – четкая копия батончика, вырезанная из картофеля.
Так продолжалось несколько «сладких» месяцев до тех пор, пока пакет с муляжными конфетами не попал в руки, а потом и в рот моей любимой бабушке Ане, которую мама сопровождала в поездке в деревню на ж/д транспорте.
Вспоминаю рассказ мамы. Едут они в поезде. Мама угощает бабушку конфетами, вручая один из пакетов. Бабушка положив в рот и жуя задает вопрос: «Лиза, что ты мне дала?». Мама попробовала и сразу поняла «моё изобретательство». Что было потом со мной вы, видимо, догадываетесь…Но это уже другая история из серии педагогического воспитания в педагогической семье (оба родителя были педагогами).
Мой комментарий: и в этом эпизоде у меня проявилась тяга к исследованию и самостоятельной выработке решения. с Точки зрения методики ТРИЗ, в своем решении использовал прием «Копирование»
10. Самостоятельный поиск цели в жизни. От поцелуев к вязанию.
С 7 класса я влюбился и стал дружить с девушкой, которая была старше меня на 3 года. Дружили мы 5 лет, потом я на ней женился в 19 лет и прожил 6 лет. Но история не об этом. В период дружбы, она записалась на платные трехлетние курсы по вязанию. Каждый день на курсах выдавали задания: по записи вывязать 6 образцов нового вида узора и вязки. Придя на поцелуйное свидание к девушке, застаю ее за процессом вязания по выполнению домашнего задания. Ее фраза: «Пока не выполню задание, общаться с тобой не буду. Не мешай и жди…» Меня это напрягало и раздражало. Задумался и на следующей встречи предложил: «Давай выполнять задание вместе, то есть, каждый вывязывает по три образца». Таким образом, проявив смекалку, я увеличивал время своего свидания и за три года, бесплатно, обучился вязанию, как на спицах, так и крючком.
Примечание. Кто-то подумает:»Что этим хотел сказать автор, излагая эпизоды своей молодости?» Некоторые,близкие друзья и, проверенные в совместной деятельности коллеги по ТРИЗ, увидели в этом эссе аналог ЖСТЛ (жизненная стратегия творческой личности). ЖСТЛ — деловая игра, разработанная автором ТРИЗ, Г.С.Альтшуллером и его учеником, И.М. Веркиным. Ряд коллег и, даже, партнеров скептически и критически отнеслись к моему эссе.
Мой комментарий: в данном эссе исходил из аналогии: злаки быстро всходят и дают урожайность в той почве,которая хорошо удобрена и вспахана Так и со мной — с 1983 года, года первого знакомства с ТРИЗ, методика легко запала в подсознание, подготовленное моими родителями и моей юношеской изобретательностью и смекалкой.
II.Советы Родителям.
В современной школе воспитание практически вытеснено образованием, а само образование построено таким образом, что не способствует развитию творческих способностей. Обычно, под влиянием не творческого воспитания и образования мышление ребенка отягощается стереотипами, постепенно теряет свою гибкость и системность восприятия мира.
Поэтому, сегодня, назрела необходимость планомерного воспитания и развития творческих способностей детей на всех этапах формирования зрелого человека. Для этого специалисты ТРИЗ, разрабатывают программы творческого воспитания и образования, которые могут быть реализованы в школах и других образовательных учреждениях. В моей программе «Восхождение к инновациям» (программы семинаров:
здесь — http://media.wix.com/ugd/b5a56f_03da2ce4514d43b8977938d6aeab21e3.pdf )
реализованы, выше изложенные, принципы творческого воспитания. Главная задача воспитания – нравственное и физическое здоровье человека. Для этого необходимо воспитывать общекультурный уровень, культуру мышления и физическую культуру человека. Все эти составляющие тесно переплетаются между собой и взаимно обуславливают друг друга.
И самое главное — это исключайте и пресекайте пагубные привычки, изложенные на моем вебинаре —
«Пагубные привычки школьников» — https://www.youtube.com/watch?v=d6ngi_bt3mM&feature=youtu.be
С юношеской поры сделал вывод, что нет нерешаемых задач. Кто хочет, тот находит пути решения. Кто ищет, тот найдет.
В те юношеские годы, Дал себе зарок – никогда не быть педагогом.
Однако, с 1983 года, после знакомства с ТРИЗ, стал обучать школьников методике творческого мышления в ряде учебных заведений:
- Гимназия №№ 1, 44, 73 (г. Пенза), учащиеся 6- 9 классов;
- Школа № 223 (г. Заречный), учащиеся 6- 8 классов;
- Гимназия № 13 (Спецкурс ТРИЗ, г. Пенза), учащиеся (от 6-тилеток д/с до 10 -11 класса);
- «Секция ТРИЗ» НОУ гимназии № 13 (г. Пенза), учащиеся 5-11 классов;
- Гимназия № 6 и школа № 78 (г. Казань, вахта), учащиеся 7- 8 классов;
УВК 1 республики Татарстан (г. Зеленодольск, вахта), учащиеся 7- 8 и 10-11 классов;
- Кружок «Юный изобретатель» СЮТ (г. Заречный, 16 лет ), учащиеся 5- 8 классов
Практика применения ТРИЗ — https://present5.com/mirovye-shedevry-210-let-spustya-ukraden-iz-muzeya/;
- Лагерь отдыха «Юность», Лидерская смена. 2 сезона (г. Пенза), учащиеся 4-8 классов;
- Лагерь труда и отдыха «Октябрьский», Лидерская смена (г. Пенза), учащиеся 9-11 классов;
- ИГСУ при ПГУ (г. Пенза, курс «Рекламные технологии и креатив + ТРИЗ», 7 лет), студенты 3-4 курса;
- Детское рекламное агентство «Рекламёнок» (Пенза, 2 года)
III. Автобиографические данные
По окончании средней школы поступил в Авиамеханический техникум, по окончанию которого, по распределению в 1968 году (с молодой женой),прибыл по распределению на ПО «Старт» (ныне АО «ФНПЦ «ПО «Старт» им. М.В.Проценко») города Пенза-19 (ныне г. Заречный) системы ЗАТО «Росатома».
Образование: Два высших образования – инженер конструктор-технолог РЭА, патентовед ВОИР, незаконченная заочная аспирантура.
Дополнительное образование:
- Курсы повышения «ТРИЗ+ФСА+РТВ» (г. Ярославль, 1983).
- Курсы повышения «Повышение эффективности проектно-конструкторских работ»
(г. Москва, 1985).
- Курсы повышения «Изобретательство, патентоведение и научно-техническое творчество» (г. Москва, 1990).
- Тренинг- семинар «Приемы журналистики» (г. Санкт-Петербург, 1989, 1991).
- Тренинг-семинар «Практика рекламы: ошибки и приемы» (г. Санкт-Петербург, 1993).
- Тренинг-семинар «Поиск новых идей и проектирование рекламных кампаний»
(г. Ульяновск, 1998).
- Курсы «Техника решение задач в бизнесе, рекламе и PR» (г. Нижний Новгород, 2001).
- Тренинг-семинар «Концепция мерчендайзинга Компании «Мегафон» (г. Самара, 2007).
- Тренинг-семинар «Инструменты планомерного создания инноваций» (г. Пенза, 2013).
- «Региональная сессия практического консалтинга» LOGA Group & Seed Forum International Foundation (г. Пенза, 2016).
- Вебинар-практик «Создание сайта с нуля своими руками» (Тренер. Адель Гадельшин, Онлайн, март 2018).
Карьерный рост:
- Слесарь-сборщик спецаппаратуры 6 р. (АО «ФНПЦ «ПО «Старт» им. М.В.Проценко, г.Заречный (ЗАТО), 1968-1976)
- Инженер-конструктор (СКБ АО «ФНПЦ «ПО «Старт» им. М.В.Проценко, г. Заречный(ЗАТО), 1976-1977)
- Начальник конструкторской группы (НИКИРЭТ, г.Заречный (ЗАТО), 1977-1991)
- Начальник Бюро ФСА (НИКИРЭТ, г. Заречный (ЗАТО), 1991-1992)
- Главный специалист по ТРИЗ и ФСА (НОРТ Ltd, г. Новосибирск, 1992-1994)
- Учредитель и Директор (СТ «Уникон-ТРИЗ», г. Заречный (ЗАТО), 1993-1995)
- Соучредитель и Консультант по ТРИЗ (ООО «ТРИЗ-Шанс», г. Санкт-Петербург,1993-1996)
- Учитель высшей категории / совместитель (гимназия №13, г. Пенза, 1994-1996)
- Ведущий по маркетингу (АО «ФНПЦ «ПО «Старт» им. М.В.Проценко», г. Заречный (ЗАТО), 1995-1997)
- Старший преподаватель/ совместитель (ИГСУ при ПГУ, г. Пенза, 1998-2005)
- Креативный директор (МУП РА «Аншлаг»,г. Пенза, 1998-2003)
- Учредитель и генеральный Директор (ООО РА «Брэнд Промо», г. Пенза, 2003-2010)
- Пенсионер с 2009 г.
Творческая карьера в сообществе ТРИЗ:
- Ученик основателя ТРИЗ – Альтшуллера Г.С.
- Участник ряда тренингов-семинаров Г.С. Альттшуллера по ТРИЗ: 1983, 1984, 1985 гг. (40-ка часовые семинары в г. Пенза), 1983 г. (144-х часовой семинар в г. Ярославль) – общий объем обучения по ТРИЗ – более 800 уч. часов.
- С 1987 г. по 2005 г. обучал ТРИЗ учащихся ряда школ и гимназий в городах: г. Пенза (гимназии №№ 1,13,44,73), г. Заречный (ЗАТО), (школы №№ 221, 223 и СЮТ); вахтовым методом в гг. Зеленодольск (УВК № 1), Казань (шк. 133).
Примечание: был вынужден пройти 3-х ступенчатую аттестацию на звание «Учитель».
4. С 1984 по 1989 гг. организовал при Совете ВОИР (г. Заречный) Университет научно-технического творчества, в котором проводил занятия по ТРИЗ и ФСА с ИТР АО «ФНПЦ «ПО «Старт» им. М.В.Проценко» и НИКИРЭТ.
5. С 1987 по 1989 гг. в г. Пензе возглавлял «Школу изобретателей» (при ПДНТП) и обучал ИТР и изобретателей Пензенской области ТРИЗ и ФСА.
6. От общества «Знание» проводил лекции по ТРИЗ и ФСА на Белинсксельмаше, Кузнецком з-де ферритов и конденсаторов.
7. Участник экспертной группы ФСА: «Очистные сооружения г. Новосибирска» (1991 г.), «Арзинский спиртзавод» (1992 г.). Цель – модернизация производства на основе ТРИЗ и ФСА.
8. Провел 33 семинаров-тренингов по ТРИЗ-РТВ для педагогических работников в городах Заречный (4 семинара), Пенза (6 семинаров), Рязань, Владимир, Норильск, Казань, Зеленодольск (2 семинара, в т.ч. кустовой с участием — А. Гин, С. Ефремов, Ю. Мурашковский, Р. Флореску, В. Тимохов), Челябинск, Набережные Челны.
9. Организовал и провел выставки-продажи компьютерной программы «Изобретающая машина» (первая компьютеризация ТРИЗ-технологий) в городах: Пенза (дважды), Заречный, Владимир, Казань, Набережные Челны, Иркутск. По ПФО был лидером продаж программ «Изобретающая машина»
IV. Научные труды (основные):
1.Книга. Кривая, которая всегда вывезет. Геометрия для изобретателей.// Авт. И. Л. Викентьев, В. И. Ефремов // Книга «Правила игры без правил» Сост. А. Б. Селюцкий. – Петрозаводск: «Карелия», 1989. (опубликован «Указатель геометрических эффектов»).
2.А.С.1234229. Пишущий прибор автоматической чертежной машины. // Авт. изобрет. К. Ф. Демочкин, Н. И. Черников, В. И. Ефремов. – опубл. в БИ № 20, 1986; МКИ В 43 К 8/00, G 01 D 15/16 // (идея изобретения получена применением ТРИЗ-технологий).
3.А. С.295324. Сверхпроводящий трансформатор магнитного потока трехкомпонентного магнитометра./ НИКИРЭТ; авт. изобрет. В. И. Ефремов,Н. И. Черников. – без опубл.// МКИ G 01 R 33/035 (идея изобретения получена применением ТРИЗ-технологий).
4. Методическое пособие. Сост. В. И. Ефремов. Творческое воспитание и образование детей на базе теории решения изобретательских задач. Пенза: СТ «Уникон — ТРИЗ», 1993 г.
5.Статья. Выбор оптимальной конструкции составных частей изделий на основе функционально-стоимостного анализа и теории решения изобретательских задач./ Авт. В. И. Ефремов.// Журнал «Специальные вопросы атомной науки и техники» Сер.: Технические средства охраны. Вып. 3. Москва: СНПО «Элерон», 1990 г.
6.Интервью. Промоушн.// Журнал «Пятая власть» тематический выпуск «Промоушн в России», № 12, февраль 2003 г. (Йошкар-Ола).
7.Раздел пособия. Из практики обучения ТРИЗ в кружке «Юный изобретатель»./ Авт. В. И. Ефремов.// Сборник статей. Методические разработки по использованию элементов теории решения изобретательских задач в работе с детьми. Общ-во «Знание» Киргизской ССР, Фрунзенская ГСЮТ. Фрунзе, 1990 г.
8.Пленарный доклад с презентацией. Гипотеза секрета Вершининского стакана// IV Международный симпозиум по художественному стеклу (г. Никольск Пензенской области, май 2013 г.)
Примечание: Презентацию можно скачать здесь — https://present5.com/mirovye-shedevry-210-let-spustya-ukraden-iz-muzeya/
9.Биография – Книжное издание «Who is Who в России» (№ RU03008377, 2008).
10.Биография — http://www.trizway.com/author/47.html
11.Библиография — http://www.trizland.ru/authors/107
V. Направления деятельности:
подготовка консультантов; инновационный консалтинг; коучинг; бизнес-тренинги; направленная генерация идей в решении задач производства, бизнеса и рекламы;брендинг, маркетинг и реклама; патентоведение.
VI. Области знаний:
ТРИЗ, GB TRIZ, ФСА, Менеджмент, Маркетинг, Брендинг, Реклама, Журналистика, Производство, Конструирование, ТРИЗ-Педагогика, Патентное право, Изобретательство,Консалтинг, Инновации.
VII. Опыт работы. В числе клиентов:
Пищевая промышленность: Арзинский спиртзавод, Северянин, Молком, Мирослада, Ковригово, Коникс
Машиностроение: ФГУП ФНПЦ «ПО «Старт«, ДКС, ПАО «Туполев»
Банки: Внешторбанк, Банк Кузнецкий, Россельхозбанк
Страховые компании: Военно-Страховая Компания
Недвижимость: АН «Правовед»
ЖКХ: Новосибирский Водоканал, Мосводоканал
Радиоэлектронная промышленность: НИКИРЭТ
Автобизнес: Сура-Лада, Renault
VIII. Деятельность в ТРИЗ:
Разработчик «Указателя геометрических эффектов»
Преподаватель ТРИЗ (сертифицирован на 3-й уровень МАТРИЗ, 2012)
Примечание: Данный сертификат — это красивая бумажка, которая ничего не дает обладателю в карьерном росте, так как Ассоциация МА ТРИЗ не имеет Лицензии на образовательную деятельность. Однако, сертификат популярен за рубежом и при найме на работу по контракту имеет определенный вес.
Мастер ТРИЗ (звание присвоено в Украине МАТРИЗ, 2017)
Тренер/Консультант «Guided Brainstorming LLC» (USA)
Участник конференций по ТРИЗ, автор многочисленных публикаций, статей и докладов.
Автор программ: «Восхождение к инновациям» и «Креативная реклама в маркетинге».
IX. Тематика обучающих семинаров по ТРИЗ:
- Основы ТРИЗ и Направленной Генерации Идей (Guided Brainstorming).
- ТРИЗ-педагогика.
- Развитие творческого воображения.
- ТРИЗ – технология инноваций.
- Лидерство в инновациях.
- Технология инженерного творчества.
- Креативная реклама в маркетинге.
X. Фрагменты отзывов с семинаров:
Примечание: В городе Норильске в ноябре 1992 года, впервые, провел свой педагогический семинар-тренинг (40 уч.ч.) по курсу «Развитие творческого воображения» — «Сказка XXI века» (Организатор, Михаил Наумович Шустерман пригласил более 100 педагогических работников – воспитателей д/с, учителей начальных классов из разных городов СНГ), с демонстрацией компьютерных развивающих игр: «Системный лабиринт» (по системному оператору), «Создатель сказок» (по картам Проппа), «Матрешка», «Паровозик».
Комментарий: Благодарю свою Маму за мое творческое воспитание, как основу и фундамент для восприятия ТРИЗ. Особая благодарность моему Учителю по ТРИЗ, Генриху Сауловичу Альтшуллеру, который обучил творческому системному мышлению в решениях жизненных и практических задач. Низкий им поклон!
.
Контакты автора:
URL: www.trizkey.ru
E-mail: vyefrem@mail.ru
Skype: slava31031
Моб.: +7-906-156-4444
+7-987-525-7044
Запрос на семинар-тренинг «Восхождение к инновациям» направляйте через раздел «Контакты»
Сделайте свой выбор прямо сейчас!