Аннотированная литература по ТРИЗ. Картотека автографов Вячеславу Ефремову от авторов книг по теме «Педагогика +ТРИЗ»
©, В.И. Ефремов,Заречный (ЗАТО),2019
Эта коллекция начала накапливаться с 1987 года и пополняется до сих пор. Считаю, что ее публикация станет полезной всем, кто занимается творческим образованием подрастающего поколения.
За период деятельности редакционной коллегии ежеквартального научно-популярного журнала Ассоциации ТРИЗ – «Журнал ТРИЗ», в котором Главным редактором был Кирилл Афанасьевич Склобовский. С 1989 г. по теме «Педагогика+ТРИЗ» было издано 2 выпуска журнала: №2.2.91 и 3.4.92. Некоторые выпуски «Журнала ТРИЗ» можно скачать с ресурса РА ТРИЗ — http://ratriz.ru/zhurnalyi-triz
Моя внучка, Дарья, пожелавшая с 7 класса изучать методику ТРИЗ, держит в руках номер 3.4.92.
Книги с автографами от автора.
Г.Альтов – это писательский псевдоним Генриха Сауловича Альтшуллера. Автор знакомит школьников с основами решения изобретательских задач. Большинство приведенных в книге задач ранее были опубликованы в газете «Пионерская правда» в рубрике «Изобретать? Это так сложно! Это так просто!», которую автор вел несколько лет.
Автографами моего Учителя, автора ТРИЗ очень дорожку, они греют душу.
Авторы Зоя и Михаил Шустерман (г. Норильск) написали эту трилогию из 3-х книг.
Книга 1. Для развития у детей младшего и среднего возраста образного и системного мышления.
В книге моих давних друзей вы, с ребятами, попытайтесь найти ответы на вопросы: как помочь вороне, у которой белки разрушали гнездо; как выгнать безболезненно мышей из дома; как самому поймать, улетевший в небеса, воздушный шарик; как заставить окно само закрыться; как определить когда начнется дождь?
Родители, прочитавшие вместе с ребёнком книгу, научатся не бояться находить решения в своих жизненных ситуациях. Напомню, что Михаил Наумович первым из специалистов ТРИЗ применил методику обучения дошкольников в детском саду.
Тест на сообразительность. Что можно сделать из:
- Пустой полиэтиленовой бутылки;
- Спичечной коробки;
- Футбольной камеры;
- Тюбика помады;
- Граненого стакана.
Читайте, развивайте себя и своё любимое чадо!
Часть 2. Знакомит детей с элементами диалектики и ТРИЗ и их практическим применением. друзьям Колобка предстоит решить ряд необычных задач:ненадолго превратить Колобка в ежика, упаковать гору подарков в маленький рюкзак, превратить врагов в друзей, попасть в заброшенную крепость, не выходя из двора и многое другое.
Книга может быть не только хорошим помощником для родителей, занимающихся развитием своих детей, но и апробированным рабочим пособием для воспитателей детских садов и педагогов начальных классов современной школы.
Часть 3. В книги Колобок отправляется в путешествие по Африке.Там ему предстоит много интересного: он превратится в кокосовый орех, узнает, куда спряталась конфетная начинка, вместе с друзьями изобретет «реактивный» слонолет и многое другое.
Примечание:
Родители, бабушки и дедушки, развивайте своих малышей с малых лет!
Трилогия «Новейшие приключения Колобка или Наука думать для больших и маленьких», вышла в издательстве «Весь» в 2015-2016 гг.тиражом 1200 экз.
Книга с таким названием в прошлых издательствах вышла общим тиражом 150 тыс. экз.
Почему книги стоит прочитать?
Диалектика — это наука о том, как устроен мир, по каким правилам живет и изменяется природа и люди, практическое применение диалектики как раз и отражено в ТРИЗ. Авторы были первыми, кто принес ТРИЗ в детский сад и адаптировал теорию, созданную для взрослых, под детское восприятие.
Трилогия «Новейшие приключения Колобка, или Наука думать для больших и маленьких» выгодно отличается от прочих книг по развитию творческих способностей у детей тем, что она глубоко продумана с методической стороны и систематически побуждает ребенка делать собственные открытия, указывая ему пути к достижению поставленной цели.
Для кого эти книги?
Книга предназначена для развития изобретательских способностей у юных читателей, воспитанников детских садов, учащихся младших и средних классов, а также их родителей. Кроме того, книга может быть не только хорошим помощником для родителей, занимающихся развитием своих детей, но и апробированным рабочим пособием для воспитателей детских садов и педагогов начальных классов современной школы.
Информация об авторах.
Михаил Наумович и Зоя Григорьевна Шустерман — ученики и последователи замечательной школы Генриха Сауловича Альтшуллера, изучающей способы развития творческих способностей и умений взрослых для решения реальных изобретательских задач.
Михаил Наумович — Мастер ТРИЗ, член Совета РА ТРИЗ, руководитель Норильской региональной общественной организации ТРИЗ, первый, с 1987 года, кто принес ТРИЗ в детский сад, преподаватель, консультант по ТРИЗ-технологиям. Разработал для малышей игру «Маленькие человечки» и выпустил вариант в виде кубиков, с помощью которых строятся модели объектов, формируя системное диалектическое мышление.
Авторы будут благодарны всем, кто найдет возможность сообщить свои впечатления о книге, мысли о том, насколько она получилась интересной и нужной, предложения по ее улучшению
Кислов и Пчелкина-Новые задачи
В сборник включены конкурсные задачи по ТРИЗ с олимпиад 2007-2018 г.г.
Разбор решений разбит на 3 группы: для дошкольников и учеников начальной школы; для средней и старшей школы; для самостоятельного решения.
Приведена Матрица Альтшуллера (40 приёмов) с пояснением примерами по каждому приёму.
Авторы способствовали моему участию, в 2017 г. на Конференции РА ТРИЗ и публикации моей статьи «Как стать новатором и инноватором».
Кислов-3 глаз
Книга помогает формированию личности ребёнка в освоении универсальных мыслительных операций, ТРИЗ.
Лично с Александром мы встретились в 2016, на ТРИЗ Саммите в Санкт-Петербурге, хотя на протяжении многих лет общались по переписке.
Ценю его подарком. Книга полезна родителям и педагогам, неравнодушных к судьбе своих воспитанников.
Евгения Алиевна Попко, ученица мастера ТРИЗ, Михаила Наумовича Шустермана.
Изложена подробная программа поэтапного обучения технологии творчества детей ДОУ, на основе 30-летнего опыта работы, соответствующая стандарту ФГОС ДО.
Практический материал систематизирован по лексическим блокам, включающим РТВ, ТРИЗ, развивающие игры и творческие задания.
Ю.С. Мурашковский-Биография Искусств.
Книга, в 2 частях, посвящена новому подходу — теории развития художественных систем.
С Юлием меня связывает давняя дружба в совместной творческой деятельности объединения «Система ТРИЗ-Шанс» и кустовом семинаре на площадке УВК»№ 1 г.Зеленодольск ,Республика Татарстан, организованном мною, с приглашением 5 экспертов ТРИЗ. (А.А.Гин, Р. С. Флореску, С.В. Ефремов, В.И. Тимохов, Ю.С. Мурашковский)
На написание книги, Юлий потратил 20 лет исследований. В ней даются ответы на вопросы: зачем нужно искусство, как оно развивается, что в нём вечно, а что временно, как решать художественные проблемы. Здесь, на реальных исторических примерах, показаны закономерности развития искусств. Книги выложены в свободном доступе:
1). Биография исскуств — http://www.trizminsk.org/e/prs/mu.htm;
2). Биография искусств часть первая и вторая — http://www.many-books.org/auth/10001/murashkovskiy_yuliy_samoylovich
Дружба с Юлием продолжается, что для меня ценно в двойне и тому данный подарок.
Картотеку по этой теме, Юлий, начал собирать с 1975 г.
Помню его семинар 1993 г. с гуманитариями в УВК 1 г. Зеленодольска, куда я его пригласил, вместе с ещё 4 экспертами-тризовцами((А.А.Гин, Р. С. Флореску, С.В. Ефремов, В.И. Тимохов,). Помню его начальные идеи по этой теме.
Эта книга о духовности Человека, о системном мышлении высшего уровня творчества.
«Талантливым нельзя стать. Талантливым можно только сделаться. Сделать ся — сделать себя. А для этого, мало, просто узнать, какие бы то ни было приёмы. Золотая рыбка, волшебная палочка, божья искра, космическая информация, приёмы талантливого мышления — это явления одного порядка, детская вера в бесплатный талант… С талантом, гениальность дело обстоит просто и беспощадно: кто не взлетает — тот падает» (Юлий Мурашковский).
Слогарь – это одновременно учебник и тетрадь,
Чтоб читать и рисовать!
Авторская методика Сергея Ефремова, моего давнего друга, «Безбуквенное чтение» концепции «Я не робот». Возможно ли такое?
Да! Методика построена на рисованных ребусах, словесных и тестовых загадках.
15-летний опыт обучения показал, что дети, не знающие букв, за 30-50 занятий достигают уровня чтения — 20 сл./мин. с пониманием смысла прочитанного, получая удовольствие и интерес.
Данная методика входит в раздел очного тренинга «ТРИЗ для педагогов», проводимого мною, совместно с Сергеем, под заказ.
«Безбуквенное чтение» — педагогическая фишка.
Этот раритет мне дорог, т.к. с Сергеем дружим с 90-х годов, провели серии успешных педагогических семинаров по ТРИЗ в городах Рязань, Пенза, Владимир, Зеленодольск, Челябинск, склоняя педагогов к созданию авторских программ «ТРИЗ-педагогика». Сергей, педагог «от бога». В своих практиках и разработках использует инструменты ТРИЗ. Как он этого достигает он мне свой секрет так и не раскрыл. Хотя для всех тризовцев это было бы полезно.
Сергей, ведущий эксперт лаборатории «Образование для Новой Эры», домашний репетитор, мой давний друг, специализируется на развитии детей от д/с до ВУЗа по своей авторской программе «Я не робот».
В своих наработках использует инструменты ТРИЗ.
Здесь он описал диалог годового обучения школьницы 3-го класса, поставив цель: «Учителя нет, а ребёнок САМ получает образование» (ИКР по ТРИЗ). Он, вместе с родителями девочки, определил 3 позиции в обучении: самостоятельность; инициатива; интерес к новому.
В книге много педагогических подходов полезных для педагогов школ.
В паре с Сергеем мы проводим под заказ очные тренинги «ТРИЗ для педагогов».
Этот автограф мне дорог в двойне: во-первых, Сергей мой давний друг, во-вторых, мы вместе провели серии успешных педагогических семинаров по ТРИЗ в городах Рязань, Владимир, Пенза, Зеленодольск, Челябинск, под девизом «Ефремов в квадрате«, склоняя педагогов к разработкам собственных авторских программ. И в ряде случаев нам это удалось.
Наши тесные контакты с Анатолием начались с середины 80-х годов, затем в совместной деятельности «Система «ТРИЗ-ШАНС» и Ассоциации «Образование для Новой Эры».
Вспоминаю его первые педагогические приёмы, когда, вместе с другими 4 экспертами ТРИЗ, я пригласил его на организуемый мною в 1993 г. кустовой семинар с педагогами УВК 1 г. Зеленодольск, республики Татарстан.
В данном пособие содержатся апробированные приёмы управления классом, поддержания дисциплины и внимания; технология нетрадиционных форм работы на уроке, взаимопомощи учеников; приёмы проверки значений и дидактические приёмы; как заинтересовать учеников, поддержать их интерес к учёбе, научить их грамотно строить речь и т.п.
«… эти приёмы — совокупное творчество учителей. Учителей разного возраста и специализации, говорящих на разных языках, но объединённых любовью к своему делу и профессионализмом. Я лишь постарался сформировать эти приёмы, найти их взаимосвязь, включить во взаимоусиливающую систему. Хочу надеется, что книга будет полезна для профессионального роста и жизненного успеха.» (Анатолий Гин).
Для себя извлёк пользу, когда был подключен Анатолием к пилотному проекту в Пензенском регионе — «Школа ТРИЗ-педагогика. Школа креативного мышления». На последней, завершающей стадии внедрения пилотного проекта, на своём семинаре с тьюторами ТРИЗ, успешно использовал ряд приёмов моего давнего друга.
Воспоминания о трудовых буднях в эпохальных знаках.
- Знак «ВОИР» (см.№1) получил в 1969 году, работая слесарем-сборщиком спец. аппаратуры 6 разряда в сборочном цехе№8 АО «ФНПЦ «ПО «СТАРТ» им. М. В.Проценко»(г. Заречный) за серию рационализаторских предложений по технологии сборки электромагнитного реле специального изделия «СС-20».
- Знак «Реклама»(см.№6) — в 1978 г, как дипломант на выставке «Реклама» (Москва), будучи Креативным директором МУП «РА «Аншлаг» (Г. Пенза)
- Остальные Знаки (см. №№ 2-5) связаны с Ассоциаций ТРИЗ и Учителем, Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Знак №5 разработан и изготовлен в 2016 году Маратом Семеновичем Гафитулиным к.пед.н., Мастером ТРИЗ (г. Жуковский).
Контакты автора:
Вячеслав Ефремов
E-mail: vyefrem@mail.ru ,
Skype: slava31031,
Тел.: +7-906-156-4444,
URL: https://trizkey.ru/