©, Сост. В.И. Ефремов, Заречный (ЗАТО), 2019
РЕКОМЕНДАЦИИ
по организации конкурса среди школьников,
с целью патриотического воспитания молодого поколения России.
«В бою нужна смекалка, отвага и закалка!»
(В.И.Ефремов)
Цитата Президента РФ:
«…Такие события, как Курская битва, битва за Москву, Ленинград, Сталинград и Кавказ, не просто этапы Великой Отечественной войны, из них как раз и складывалась героическая история нашей страны, общая память о доблести и мужестве наших предков. Их самоотверженная любовь к Отечеству – пример для всех послевоенных поколений…
…У нас есть хорошие традиционные форматы работы с подрастающим поколением: тематические школьные мероприятия, встречи с ветеранами, возложение цветов к воинским мемориалам, но, уверен, сфера патриотического воспитания сегодня остро нуждается в новых подходах, востребованных современными людьми, современной молодёжью»
(В.В.Путин, Заседание Российского организационного комитета «Победа», 12.06.2013 г.)
Источник: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/18714
Как работать со сборником задач?
Рекомендации от Мастера ТРИЗ, Виссариона Сибирякова (Новосибирск):
- Даже не решая конкретную задачу со слушателями, Вы можете спросить:
Какое противоречие решал автор? А дальше показать красивое решение. - Если слушатели нашли решение: Какой изобретательский прием применил автор идеи (из таблицы Г.С. Альтшуллера — 40 приемов разрешения противоречия, если Вы её применяете)?
- Какие ресурсы применил автор идеи?
- Следуя, какому тренду развития технической системы, действовал автор идеи?
( Конечно, в то время он не знал, что есть такой тренд…) НО стремление к идеальности — работает всегда! - Как развить эту конкретную идею сейчас? Ведь изменились ресурсы, появились новые материалы, новые технологии. Ваши предложения? Запатентуйте Ваши идеи!
- Как применить современные IT- и Био- технологии для решения этой задачи сегодня?
НЕ обращайте внимание на «ограничения» ОНИ — только у ВАС в голове.
«Модульная школа» Мастера ТРИЗ, Михаила Шустермана.
Например, на базе МБУДО СЮТ г. Норильска в 2018 году, перед конкурсом проводилась «Модульная школа» с группами школьников:1-4 кл., 5-8 кл., 9-11 кл., на которой учащиеся знакомились с элементами ТРИЗ и РТВ, а также применением инструментов ТРИЗ в решении учебных задач.
Мероприятия по организации конкурса.
- Определить дату конкурса, желательно ближе к Дню Победы.
- Определить состав конкурсной комиссии и критерии оценки решений.
- Разработать регламент проведения конкурса.
- Подготовить формы Дипломов для призеров конкурса: за призовые места – от 1 до 3; поощрительные – всем остальным участникам.
- Выбрать из «Сборника военных задач» задачи с описанием постановки ситуации, исходя из знаний школьников.
- Условия каждой задачи распечатать, желательно в цвете, на отдельном листе формата А4.
- В процессе проведения конкурса сформировать команды участников (не более 5 человек в команде).
- При проведении конкурса изъять гаджеты (смартфоны, планшеты и пр. средства связи в сети Интернет) участников.
- После подведения итогов и вручения Дипломов провести обзор и обсуждение по каждой задаче, сравнив предложенные варианты с контрольным ответом. При этом, уклон сделать на технологии ТРИЗ.
В канун Дня Победы.
Патриотическое воспитание с ТРИЗ.
5 мая 2018 года Михаил Наумович Шустерман, Мастер ТРИЗ (г. Норильск), организовал «Патриотическую олимпиаду по ТРИЗ» по решению военных задач ВОВ, взятых из «Сборника военных задач» сформированного экспертами ТРИЗ, при содействии и поддержки Вячеслава Ефремова («Преподаватель ТРИЗ», сертифицирован по стандарту Международной ассоциации ТРИЗ), на базе МБУДО «Станция юных техников»,.
Участвовало 12 команд из НОУ СЮТ (г. Норильск), всего участников: 36 учащихся, изучающих технологии ТРИЗ, под руководством М.Н. Шустермана.
Школьникам было предложено решить 6 задач (пример блока см. Приложение 1).
Согласно правил ЕГЭ, гаджеты, с выходом в Интернет, были отключены.
Итоги подводились по критериям использования инструментов ТРИЗ и количеству решенных задач.
Фото отчет с мероприятия.
Команды
Обсуждают
Вспоминают
Думают
Решают
Оформляют решения
Критерии оценки работ участников.
В качестве критериев были взяты инструменты ТРИЗ и РТВ, используемые в решении задач (отметить):
Приложение 1.
(Блок задач разработан М.Н. Шустерманом)
ФИО____________________________
Патриотическая олимпиада по ТРИЗ
МБУДО «Станция юных техников», г. Норильск»
05.05.2018
Задача 1.
Дрова из керосина.
Зимой во время войны, если не было дров, солдаты использовали в качестве топлива керосин. Но керосин сгорает очень быстро, большая часть тепла просто улетает.
Как с помощью простых подручных средств сделать так, чтобы керосин горел медленно?
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
Задача 2.
Картина на стене.
Вторая мировая война. Враг входит в город. Было замечено, что очень часто французы, оставляя богатый особняк, одну из картин в помещении вешали криво. Зачем?
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
Задача 3.
Страшней лопаты пушки нет
Весной 1940 года во время учений к наркому обороны С. К. Тимошенко обратился один из младших командиров с предложением усовершенствовать саперную лопату. Превратить ее в… миномет, оснастив вместо деревянной ручки полой трубой-стволом. Об идее доложили И. В. Сталину, и делу был дан ход.
Попробуйте найти аргументы «за» и «против» этого новшества.
Как вы думаете — было ли оно принято на вооружение?
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
Задача 4.
Из «Катюши» прямой наводкой.
Угол возвышения «Катюши» достигал 40 градусов, при этом дальность стрельбы составляла до 7000 метров! Однако боевая обстановка часто требовала стрельбы на гораздо меньшие расстояния, то, что в обычной артиллерии называется «прямой наводкой». Как уменьшить угол возвышения «Катюши»?
______________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________
Задача 5.
Мины в порту.
Однажды ночью немецкая подводная лодка незаметно пробралась в один ирландский порт и заминировала его. Однако английская разведка все же обнаружила лодку, а затем и мины. Ей также удалось расшифровать код подлодки и отправить шифрограмму, получив которую капитан отдал приказ повернуть назад в тот самый ирландский порт. И субмарина подорвалась на собственных минах.
Какой же текст был в секретной радиограмме??
Как удалось хитрым англичанам превратить в камикадзе опытный вражеский экипаж?
______________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________
Задача 6.
Высота бомбометания.
При бомбардировке платин «прыгающими бомбами», которая проходила в ночное время, необходимо сбрасывать бомбу строго на определенной высоте.
Как летчики, не имея высотомера, точно определяли необходимую высоту?
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
Испытайте себя!
Найдите свои варианты решений.
Контакты автора:
Вячеслав Ефремов
E-mail: vyefrem@mail.ru ,
Skype: slava31031,
Тел.: +7-906-156-4444,
URL: https://trizkey.ru/
Получение навыка применения остальных методов и приемов ТРИЗ в моей авторской программе «Восхождение к инновациям».
Запрос на семинар-тренинг «Восхождение к инновациям» направляйте через раздел «Контакты»
Сделайте свой выбор прямо сейчас!