©, Сост. В. И. Ефремов, 2020

Методика сказок от В.Я.Проппа
Владимир Яковлевич Пропп (29.04.1895— 22.08.1970) после анализа большого массива русских народных
сказок, сформулировал три принципа по созданию сказок:
1)Постоянными и устойчивыми элементами сказок
являются функции действующих лиц;
2) Число функций в сказках ограничено;
3) Последовательность функций всегда одинакова.
Данный подход в методике создания сказок – это яркий пример применения системного подхода, изучаемого в рамках ТРИЗ.
Согласно принципов В.Я. Проппа, насчитывающих 31 функцию, можно подобрать достаточное количество информационного материала для создания сказочного сюжета.

Совет эксперта ТРИЗ+РТВ: раздайте карты детям и попросите их сочинить свою сказку. Главное в сказке — это чтобы в сюжете было заложено противоречие, которое герои сказки успешно разрешат.
Функциональные карты Проппа.
- Отлучка кого-либо из членов семьи.
- Запрет, обращенный к герою.
- Нарушение запрета.
- Выведывание.
- Выдача.
- Подвох.
- Невольное пособничество.
- Вредительство или недостача.
- Посредничество.
- Начинающееся противодействие.
- Герой покидает дом.
- Даритель испытывает героя.
- Герой реагирует на действия будущего дарителя.
- Получение волшебного средства.
- Герой переносится, доставляется или приводится к месту нахождения предмета поисков.
- Герой и антагонист вступают в борьбу.
- Героя метят.
- Антагонист побежден.
- Беда или недостача ликвидируется.
- Возвращение героя.
- Герой подвергается преследованиям.
- Герой спасается от преследования.
- Герой не узнанным прибывает домой или в другую страну.
- Ложный герой предъявляет необоснованные притязания.
- Герою предлагается трудная задача.
- Задача решается.
- Героя узнают.
- Ложный герой или антагонист изобличается.
- Герою дается новый облик.
- Враг наказывается.
- Герой вступает в брак.
Советы по внедрению карт В.Я. Проппа.
При синтезе новой сказки не обязательно придерживаться чередования данных функций; возможны перескоки, добавления и другие чередования.
Сказка может начинаться не с первой, а с какой-то другой функции. Все зависит от Вашей фантазии и поставленных педагогических целей процесса синтеза.
Заданные функции можно изобразить на отдельных картах и сопроводить рисунками. Выбирая из колоды различное количество карт можно по заданным функциям строить различные сказочные сюжеты. Можно устроить соревнования: сочинить сказку при наименьшем количестве карт или сочинить сказку на выбранные карты, но с разными героями и др. Ребята сами найдут необходимые правила работы с картами. Иногда на мысль о сказке наводит одна-единственная карта.
Замечу, что структура сказки намного сложнее и вбирает в себя три основные части: экспозицию (начало сказки), тело (основное содержание сказки) и постпозицию (завершение и окончание сказки).
Экспозиции сказки соответствуют функциональные карты с №1 по №11, по содержанию она разнообразна и включает в себя ряд типовых структур: традиционное начало («Жили-были дед да баба…») или нетрадиционное («Однажды…»); место и время действия; перечисление действующих лиц и их родственное отношение; рождение героя и завязка сюжета.
Основным элементом любой сказки являются встречи персонажей, характеризуемые выбранным маршрутом сюжета. В сказках количество встреч, включая встречи с препятствиями, типовое, и равно 27.
Каждая встреча характерна своими поступками участников встречи. Набор этих поступков невелик и конечен. Например, встреча главного героя с дарителем всегда заканчивается тем, что либо волшебник-даритель передаст герою волшебное средство, либо даст помощника, либо даст ценный совет для его дальнейшего поведения. Встреча главного героя и антигероя приводит либо к борьбе, в которой побеждает та или иная сторона, либо к угрозам со стороны антигероя, либо к загадыванию герою загадки, либо к постановке герою задачи. Аналогично обстоит дело и с другими персонажами сказки.
В теле сказки главный герой должен преодолеть цепочку препятствий и решить ряд изобретательских задач, используя волшебные средства и помощников.
Волшебные средства и помощники
Заключительная часть сказки – постпозиция вбирает в себя три основных блока: награда главного героя (победа, свадьба, богатство); заключение сказочника, отражающее мораль сказки, и окончание сказки в традиционной манере и форме. На этом этапе используются функциональные карты с №28 по№31 и весь набор постпозиции, либо ее части.
Для создания сюжета сказки в самом начале необходимо собрать исходную информацию, к которой относится:
- перечень типовых персонажей;
- список возможных типов встреч;
- перечень воплощений действующих лиц;
- список возможных поступков каждого действующего лица;
- перечень типовых характеристик персонажей;
- список возможных соединительных элементов;
- перечень ограничений, связывающих некоторые типы встреч;
- цепочка в структуре экспозиции;
- список типовых задач-завязок и возможных препятствий;
- список возможных решений задач и преодолений препятствия;
- список традиционных окончаний сказки;
- перечень возможных нетрадиционных окончаний.
На втором этапе определяются маршрут героев и их встречи, а также цель прохождения маршрута каждым действующим лицом, необходимость в дополнительных ветвлениях персонажей и дополнительные темы сказки.
Главный этап синтеза связан с построением структуры сказки.
Вначале выбирается последовательность встреч и задач, необходимых главному герою для окончания тематической линии сюжета. Далее, формируется список смысловых глаголов , задействованных при встречах. Так для встречи главного героя с волшебником характерен следующий список глаголов: идет – видит – просит помочь (сделать) – делает – получает. Заключительная часть сказки – постпозиция вбирает в себя три основных блока: награда главного героя (победа, свадьба, богатство); заключение сказочника, отражающее мораль сказки, и окончание сказки в традиционной манере и форме. На этом этапе используются функциональные карты с №28 по№31 и весь набор постпозиции, либо ее части.
На последнем этапе выбранные действующие лица с их характеристиками вплетаются в глагольную цепочку, образующую тело сказки и, в конце, подсоединяется выбранная постпозиция.
Окончательный этап создания сказки заключается в литературном редактировании полученной глагольной цепочки, путем введения юмористических вставок и преобразований текста под детский понятийный язык (сленг, жаргонизмы).
Простейшая глагольная структура, характерная для простых русско-народных сказок, имеет следующий вид:
Жил – был (кто-то), имел (что-то).
Налетел (кто-то), унес (что-то или кого-то).
Послал (кто-то) (кого-то) отыскать (кого-то), обещал (что-то).
Отправился (кто-то) искать (кого-то или что-то).
Идет (кто-то) видит (что-то или кого-то).
Попросил (кто-то) (кого-то) сделать (то-то).
Сделал (кто-то) (то-то).
Обещал (кто-то) помочь (тому-то).
Идет (кто-то) видит (что-то или кого-то).
Вошел (кто-то) в (куда-то), видит – сидит (кто-то).
Спрятался (кто-то) за (что-то).
Прилетел (кто-то) пронюхал (что-то или кого-то).
Схватил (кто-то) (кого-то), который позвал на помощь (кого-то) и убили (того-то).
Забрал (кто-то) (что-то), поблагодарил (кого-то) и вернулся назад.
Получил (кто-то) (что-то или кого-то).
Сыграли свадьбу, стали жить-поживать да добра наживать.
(Возможны другие типовые и не типовые варианты окончания сказки).
В конце 90-х ученик 10 класса, Сергей Сандер, при моем содействие, в роли консультанта, создал компьютерную программу «Tales» (Создатель сказок) по картам Проппа. Программа впервые была показана в 1991 г. в Норильске в период моего педагогического семинара для учителей начальной школы и воспитателей д/садов по теме ТРИЗ + РТВ — «Сказка XXI века», организованного моим другом, Михаилом Шустерманом.
Что с позиции ТРИЗ дает данная методика?
- Работа с большим массивом информации.
- Структурирование материала.
- Выработка навыка функционального подхода.
- Формализация изобретательской задачи.
- Формирование творческого изобретательского подхода к решению противоречивых проблемных ситуаций.
- Литературная обработка текста.
Литература,
- Творческое воспитание и образование детей на базе теории решения изобретательских задач./Сост. В.И.Ефремов. – Пенза: СТ «Уникон-ТРИЗ». 1993. стр.40-48.
- Пропп Владимир. Морфология волшебной сказки. Изд-во: «Лабиринт», 1998
- Пропп В.Я. Русская сказка. Изд-во: «Лабиринт», 1998
Приложение.
Сказка с семинара»Сказка XXI века»
Волшебный чемодан.
(автор Светлана Печорина, Елгава, 1991 г.)
Жил-был рядовой российский гражданин. Имел этот гражданин жену молоду, двух детей-богатырей, пять рублей в кармане и кое-что в чемодане.

Вернулся как-то домой гражданин. Не верит глазам своим. Видит он: кто-то в доме побывал, чемодан с собою взял.
А был у гражданина приятель один, по прозванью Питирим. Просит гражданин у Питирима: «Отыщи чемодан. Все отдам». Обещал жену молоду, двух детей и половину квартиры своей. И отправился Питирим в путь-дорогу один.
Идет Питирим, видит – учреждение большое стоит. А на дверях – швейцар, дверь открыл и впустил. Идет Питирим, по сторонам глядит. Видит – кабинет стоит.
Вошел в кабинет Питирим. В кабинете – господин, прилично одет, побрит. А за шторой еще кто-то стоит, только желтый башмак торчит.
А под столом чемодан стоит. «Ну, это мафия», — решил Питирим. Сражаться буду один. Тут он нож достает. Сраженье не на жизнь – на смерть идет.
Из последних сил выигрывает Питирим. Забрал Питирим чемодан и вон убежал. Был очень гражданин рад. Отдал обещанную жену, детей и половину квартиры своей.
Сыграли свадьбу Питирим с гражданиновой женой, стали жить-поживать и добра наживать.
А что в чемодане – решайте сами.
Что же было в чемодане?
Примечание: эта сказка была опубликована в педагогическом выпуске «Журнала ТРИЗ» (3.4.92. стр. 74) и на заданный вопрос были получены сотни ответов, как от педагогов, так и от школьников, со всех уголков России – от Владивостока до Калининграда. Большинство ответов были банальны – золото, драгоценности, доллары… За редким исключением можно было услышать, что в чемодане – Достойная Цель Жизни, любимая Работа и Увлечение, смысл существования….
Контакты автора:
E-mail: vyefrem@mail.ru
Skype: slava31031
Тел.: +7-906-156-4444
URL: https://trizkey.ru/
Вместо заключения.
Предложения по дальнейшему развитию данной методики:
По сути, методика представляет собой морфологический ящик. В ней есть ресурсы для развития почти всех качеств талантливого мышления (см. Мурашковский Ю.С. «Секреты» талантливого мышления. Рига.: Fonds ASNI, 2007. 464 с.: ил. стр. 60.)
Имеет смысл предусмотреть в методике возможность вносить изменения в соответствии с всеми качествами талантливого мышления.
Методика представляет собой один временной срез. В ней не предусмотрена возможность развития тематической и художественной составляющих. Такая возможность появится, если воспользоваться схемой развития тематики (Мурашковский Ю.С. Биография искусств. Ч.1. Петрозаводск : Скандинавия, 2007. 234 с. : ил. стр. 109.) и системой стандартов на развитие художественных систем (см. Мурашковский Ю.С. Биография искусств. Ч.2. Петрозаводск : Скандинавия, 2007. 316 с. : ил. стр. 249-269.)
Это позволит сделать данную методику развернутой во времени, придать ей не только композиционные функции, но и прогностические, а также заложить основы формирования качеств талантливого мышления еще в детстве. Методика превратится в мощный инструмент воспитания Творческой Личности с раннего детства.
Юлий Мурашковский,
Мастер ТРИЗ (№ 36), Рига,05/01/2020.
E-mail: julijsmur@mail.ru
Получение навыка применения остальных методов и приемов ТРИЗ и РТВ в моей авторской программе«ВОСХОЖДЕНИЕ К ИННОВАЦИЯМ». .
Запрос на семинар-тренинг «Восхождение к инновациям» направляйте через раздел «Контакты»
Сделайте свой выбор прямо сейчас!